CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Предпосылки и становление европейского «творческого феминизма» (современная женская проза Италии). С. 99–106

Версия для печати

: Филология

808.1+821.131.1

ГАЛАТЕНКО Юлия Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков департамента иностранных языков Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Автор 40 научных публикаций, в т. ч. одной монографии*
*Адрес: 119017, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 46, стр. 2; e-mail: ugalat@yandex.ru

Целью данной статьи является анализ роли женщины в литературе XX столетия (в основном на материале женской литературы Италии). Актуальность исследования обусловлена тем, что феминизм с точки зрения истории и социологии изучен очень глубоко, а с литературоведческих позиций – в недостаточной степени. В статье анализируются предпосылки и процесс становления «творческого феминизма» в Европе, а также различные его формы в литературе и искусстве. Особо выделяется женская проза Италии – как наименее изученная и сформировавшаяся позднее по сравнению, к примеру, с французской и английской. Рассматриваются основные темы и жанры итальянской женской прозы, почерпнувшей многое у «творческого феминизма» других европейских стран. Исследуется творчество Г. Деледды, С. Алерамо, А. Гульельминетти и др. Женщины-писательницы боролись за признание своей идентичности самим актом творчества. Именно в культуре (а не в политике или социальной сфере) женщине труднее всего было отстоять свои права, т. к. «женское» во многом воспринималось как «второсортное». Среди первых «творческих феминисток» можно назвать В. Вулф и С. де Бовуар, а в русской культуре – М. Цветаеву и А. Ахматову; к представительницам «творческого феминизма» также относятся писательницы-футуристки. Ярче всего этот тип феминизма проявил себя в Европе в 60–70-е годы XX века, когда творческая свобода оказалась недостижимой. Стоит отметить, что на современном этапе задачи «творческого феминизма» еще не полностью решены.

феминизм, «творческий феминизм», итальянская литература, женская проза Италии, С. Алерамо, А. Гульельминетти, А. Де Чеспедес
(pdf, 3.6MB )

  1. де Бовуар С. Второй пол. Этика подлинного существования. М.; СПб., 2015. 368 с. 
  2. Вулф В. Обыкновенный читатель. М., 2012. 776 с. 
  3. Cavina E. Libera e gagliarda. Omaggio a Sibilla Aleramo, il seminario del 28 gennaio 2011 a Ravenna. URL: www.gentesdeyilania.org (дата обращения: 20.02.2017). 
  4. Trigila M. Letteratura al femminile. Dalle origini ai nostri giorni in Italia. Caltanissetta; Roma, 2004. 364 p. 
  5. Хрынык А. Творчество Марины Цветаевой в контексте гендерных исследований // STUDIA ROSSICA POSNANIENSIA. 2012. Vol. XXXVII. P. 79–86. 
  6. Antes M. “Amo, dunque sono”. Sibilla Aleramo. Pioniera del femminismo in Italia. Firenze, 2010. 144 p. 
  7. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000 / под ред. Л.М. Бредихиной, К. Дипуэлл. М., 2005. 592 с.