CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Взаимосвязь онтологии и гносеологии как проблема современной отечественной философии. С. 77–89

Версия для печати

: Философия

111.1+165:140.8

ПРОХОРОВ Михаил Михайлович,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Автор 410 научных публикаций, в т. ч. 19 монографий, 6 учебных пособий*
*Адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65, корп.8; e-mail: k_fil@mail.ru, mmpro@mail.ru

В статье исследована область онтологии, гносеологии и их взаимосвязь на основе постановки и решения основного вопроса философии. Вскрыта противоречивость онтогносеологии как основание проблемности в структуре взаимоотношения онтологии и гносеологии. В первом разделе взаимное влияние обнаруживается в имплицитной форме в учении о бытии Парменида и в эксплицитной форме у Ф. Энгельса. Ядром этой области взаимовлияния является, как доказывает автор, исследование базисных противоположностей всякого мировоззрения, включая и философское: мироздания и человека, бытия и познания, материи и сознания, объективного и субъективного. Во втором разделе показано, что поиски в истории философии и современной литературе привели к попыткам решения проблемы взаимовлияния онтологии и гносеологии в мифологическом мировоззрении с позиций «синкретизма», в самой философии – в виде «третьей линии» философии, в обыденном сознании – в виде «здравого смысла». Выход за пределы синкретизма, как объясняется в третьем разделе статьи, при истолковании соотношения онтологии и гносеологии приводит к трем вариантам: дуализму, противоположным вариантам редукционизма и диалектической модели, наиболее глубоко раскрывающей их взаимную связь на основе закона единства и борьбы противоположностей, выявляющего их внутреннюю сущность и проистекающую из их сущностей взаимосвязь. Автор использует диалектический метод исследования, опираясь на принципы объективности, системности, единства исторического и логического.

онтология, гносеология, онтогносеология, основной вопрос философии, дуализм, редукционизм, диалектическая модель
(pdf, 3.6MB )

  1. Ерахтин А.В. Основной или основные вопросы философии // Философия и общество. 2016. № 1(78). С. 57–67. 
  2. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). М., 1974. 
  3. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. СПб., 1988. 
  4. Прохоров М.М. Атрибутивное определение бытия: Третья историческая форма противоположности диалектики и метафизики // NB: Филос. исслед. 2012. № 5. С. 1–100. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_244.html (дата обращения: 21.02.2017). 
  5. Прохоров М.М. Бытие и уровни его определения // Философия и общество. 2008. № 4(52). С. 24–43. 
  6. Кузнецов В.Н. Проблема значения понятий «материалисты» и «материализм» в новоевропейской философии XVII–XVIII веков // Ист.-филос. альм. 2007. Вып. 2. С. 55–77. 
  7. Прохоров М.М. Общество – экономика – экономизм // NB: Филос. исслед. 2014. № 1. С. 113–163. URL: http://e-notabene.ru/fr/article _10630.html (дата обращения: 21.02.2017). 
  8. Карпенко А.С. Основной вопрос метафизики // Филос. журн. 2014. № 2. С. 51–73. 
  9.  Лебедев Ю.А. Многоликое мироздание. Эвереттическая проблематика. М., 2010. 
  10. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001. 334 с. 
  11. Mackie J.L. Truth, Probability and Paradox. Oxford, 1973. 
  12. Виленкин А. Мир многих миров. Физики в поисках иных вселенных. М., 2010. 303 с. 
  13. Прохоров М.М. Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности. Анализ философских оснований. Красноярск, 1990. 164 с. 
  14. Столярова О.Е. Бывает ли слишком много бытия? // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. XXXV, № 1. С. 82–84. 
  15. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 624 с. 
  16. Прохоров М.М. Онтология: «бытие и небытие» или «бытие и сущее»? // Прохоров М.М. История и бытие. Исследование философских оснований. Н. Новгород, 2013. С. 161–211. 
  17. Никифоров А.Л. Что такое «постнеклассическая наука»? // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. XXXVI, № 2. С 59–64. 
  18. Прохоров М.М. Философия, наука и религия в истории мировоззрения: Характеристика и анализ оснований. Saarbrucken, 2011. 567 с. 
  19. Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности философского знания // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. XXXVIII, № 4. C. 27–43. 
  20. Микешина Л.А. Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности научного знания // Эпистемология и философия науки. 2014. Т. XXXIX, № 1. С. 60–78. 
  21. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2.