CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Сущность и структура повседневной исторической культуры: теоретико-методологический аспект. С. 68–76

Версия для печати

: Философия

130.2+008

ПОЛЯКОВА Ирина Павловна,
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Липецкого государственного технического университета. Автор 116 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 4 учебных пособий*
*Адрес: 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 12б; e-mail: linchenko1@mail.ru
ЛИНЧЕНКО Андрей Александрович,
кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Автор 102 научных публикаций, в т. ч. 6 монографий, 8 учебных пособий**
**Адрес: 398600, г. Липецк, ул. Московская, д. 30; e-mail: ir.p.polyakova@yandex.ru

В статье предпринимается попытка теоретико-методологического анализа сущности и структуры повседневной исторической культуры, являющейся важным уровнем исторической культуры общества. Обосновывается мысль о возможности использования термина «повседневная историческая культура»; последняя выступает общим полем развертывания всего многообразия форм присутствия времени в повседневности. Авторы рассматривают сущность повседневной исторической культуры в качестве особой среды, где развертывается универсальная историчность человека, содержащая элементы изменчивого и устойчивого. Исследуют наиболее значимые методологические подходы к повседневности как теоретические предпосылки для выделения структуры повседневной исторической культуры. Выявлено, что возможности различных методологических традиций анализа повседневной исторической культуры могут быть соотнесены в рамках «практического по- ворота» в философии. Показано, что имеющиеся концепции практик позволяют с разных сторон изучать структуру повседневной исторической культуры. Авторы приходят к выводу, что в рамках теории практик, восходящей к феноменологии и экзистенциализму, пространство повседневной исторической культуры может быть структурировано в контексте памяти тела, коммеморативных функций вещей, дома, семьи и «мест памяти». В статье исследуются границы использования экзистенциально-феноменологической философии при анализе повседневной исторической культуры и исторического сознания. Обосновываются преимущества теоретической модели анализа повседневной исторической культуры, восходящей к работам культурно-исторической те- ории Л.С. Выготского, а также трудам сторонников деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.В. Давыдов). Это позволяет рассматривать структуру повседневной исторической культуры в контексте практик труда, быта и досуга, исследовать особенности исторической идентификации.

повседневная историческая культура, историческая культура общества, историчность человека, «практический поворот» в философии
(pdf, 3.6MB )

  1. Woolf D. The Social Circulation of the Past: English Historical Culture 1500–1730. Oxford, 2003. 401 p. 
  2. Rüsen J. Historische Orientierung: Über die Arbeit des Geschichtsbewusstseins, sich in der Zeit zurechtzufinden. Cologne; Weimar; Vienna, 1994. 332 S. 
  3. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. 1991. Вып. 1. С. 39–50. 
  4. Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург, 2007. 295 с. 
  5. Полякова И.П., Линченко А.А. Повседневная историческая культура как предмет философского осмысле- ния // Экология Центр.-Чернозем. обл. Рос. Федерации. 2015. № 1(34). С. 145–151. 
  6. Перов Ю.В. Историчность и историческая реальность. СПб., 2000. 144 с. 
  7. Britsche F. Überlegungen zu einem Analysemodell von Geschichtskultur // Geschichtskultur in hybriden Lebenswelten. Paper Workshop Freie Universität Berlin. Berlin, 2015. S. 2–3. 
  8. Erll A. Kollektives Gedächtnis und Erinnerungskulturen. Eine Einführung. Stuttgart; Weimar, 2011. 243 S. 
  9. Stern J.D. The Practical Turn // The Blackwell Guide to the Philosophy of the Social Sciences. Oxford, 2003. P. 185–207. 
  10. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб., 2008. 298 с. 
  11. Щавелев С.П. Практическое познание: философско-методологические очерки. Воронеж, 1994. 232 с. 
  12. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). СПб., 1994. 712 с.