CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Теология тюрьмы» в проповеднической деятельности американских тюремных капелланов в начале XIX века. С. 5–12

Версия для печати

: История

94(73).04

ВАСИЛЬЕВА Светлана Анатольевна,
кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии и истории Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань). Автор 158 научных публикаций, в т. ч. двух монографий и двух учебных пособий.
Адрес: 390000, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1; e-mail: vasi-svetlana@yandex.ru

В статье рассматривается влияние теологических взглядов представителей американских протестантских конфессий на формирование «тюремной религии» – комплекса религиозных воззрений и практик, базирующихся на соответствующих принципах принятия заточения как испытания, характерных для лиц, находящихся в заключении. Особенностью американских тюремных реформ являлась прямая зависимость теоретико-методологических основ прогрессивных систем исправления наказанием от религиозных принципов той группы протестантов, которая инициировала и финансировала в своем штате первые пенитенциарии (исправительные тюремные учреждения). Исторически первую «теологию тюрьмы» – концепцию религиозного обоснования тюремного заточения – предложили адепты «Религиозного общества друзей» (квакеры). Религиозные принципы квакеров, в первую очередь «истина внутреннего света», воплотились в модели одиночного тюремного заключения, главным атрибутом которого стала Библия. По убеждению квакеров, углубленное чтение Священного Писания должно привести к глубокой рефлексии и направить заблудшую душу на путь истинный. Заточение рассматривалось как результат воли Господа, который, поместив преступника в изоляцию, пожелал заставить его искать «внутренний свет», или «частицу Бога», в себе. Исход такой теологии – надежда на то, что Бог позволит «вырваться» из тюрьмы измененной личностью. Альтернативную квакерскому подходу «теологию тюрьмы» предложили последователи различных направлений американского кальвинизма. В их богословии тюрьма представлена как репрезентация земного чистилища, призванного провести преступника к очищению через «горнило страданий». Такая «теология тюрьмы» призывала воспринимать заключение не как страдание и унижение, а как страдание и очищение. В рамках данной богословской концепции получила дальнейшее развитие кальвинистская доктрина о правомерности участия государственной власти в «реализации» божественной справедливости.

американские протестантские конфессии, «теология тюрьмы», «тюремная рели- гия», пенитенциарные реформы в США, пенитенциарий, американские тюремные капелланы
(pdf, 3.6MB )

  1. Сорж Б. Огонь задержанных ответов. СПб., 2013. 
  2. O’Connor T.P., Perreyclear M. Prison Religion in Action and Its Influence on Offender Rehabilitation // J. Offender Rehabil. 2002. Vol. 35, № 3–4. Р. 11–33. 
  3. Barnes H.E. The Historical Origin of the Prison System in America // J. Crim. Law Criminol. 1921. Vol. 12, № 1. P. 35–60. 
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. М., 1955. Т. 2. 
  5. Rothman D.J. The Discovery of the Asylum: Social Order and Disorder in the New Republic. Boston, 1971. 380 p. 
  6. Graber J. “When Friends Had the Management It Was Entirely Different”: Quakers and Calvinists in the Making of New York Prison Discipline // Quaker Hist. 2008. Vol. 97, № 2. P. 19–40. 
  7. de Beaumont G., de Tocqueville A. On the Penitentiary System in the United States and Its Application in France. Philadelphia, 1833. 301 p. 
  8. Powers G. A Brief Account of the Construction, Management, and Discipline of the New York State Prison at Auburn, Together with a Compendium on Criminal Law. Also a Report of the Trial of an Officer of Said Prison for Whipping a Convict. Auburn, N. Y., 1826. 82 р. 
  9. Graber J. The Furnace of Affliction: Prisons & Religion in Antebellum America. University of North Carolina Press, 2011. 234 р. 
  10. Stanford J. The Prisoner’s Companion. N. Y., 1827. 63 p. 
  11. Modern J.L. Evangelical Secularism and the Measure of Leviathan // Church History. 2008. № 4. Р. 801–876. 
  12. Stanford J. A Catechism for the Improvement of Youth in the State Prison of New-York. N. Y., 1814. 23 p. 
  13. Sommers C.G. Memoir of the Rev. John Stanford, D.D.: Late Chaplain to the Humane and Criminal Institutions in the City of New-York. N. Y., 1835. 417 p.