CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

С. Кьеркегор: движение к множественной субъективности. С. 71–77

Версия для печати

: Философия

165.81

ТЕТЕНКОВ Николай Борисович,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 47 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия*

В статье рассматриваются причины, которые позволили С. Кьеркегору прийти к идее множественной субъективности и принципу дополнительности. В первую очередь на это повлияла фундаментальная задача, которую датский философ поставил перед собой, а именно: показать все возможные формы мировоззрений. Кьеркегор справился с этой задачей посредством созданных им концептуальных персонажей, каждый из которых экзистенциально, изнутри проживал одну из форм человеческого бытия и оценивал другие формы бытия с собственной точки зрения. Также к идее множественной субъективности Кьеркегора подвела философская система Гегеля, утверждающая тождество бытия и мышления, но, с точки зрения датского философа, такое тождество возможно только для Бога, но не для человека. Следовательно, человек расщеплен, а расщепление порождает множественность. В основе диалектики Гегеля лежит иерархический принцип: эта диалектика не может быть использована для объяснения форм человеческого бытия, поскольку они гетерархичны по отношению друг к другу, а не построены по принципу иерархии. Кроме того, эстетическое мировоззрение С. Кьеркегора изначально множественно, религиозное и промежуточные формы также допускают множественность, по отношению друг к другу формы человеческого бытия построены по принципу дополнительности. Специфика художественного творчества требует множественности в авторе: одна часть автора порождает идеи, в то время как другая выбирает из идей те, которые представляются наиболее интересными и важными.

Серен Кьеркегор, множественная субъективность, концептуальный персонаж, эстетическая форма человеческого бытия, этическая форма человеческого бытия
(pdf, 3.5MB )

  1. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза // Вопр. философии. 1993. № 4. С. 47–48. 
  2. Фокин С.Л. Делез и Ницше: персонаж философа // Делез Ж. Ницше. СПб., 1997. 
  3. Тетенков Н.Б. Диалогическая гносеология С. Кьеркегора: дис. ... канд. филос. наук. Архангельск, 2003. 
  4. Lowrie W. A Short Life of Kierkegaard. Princeton, 1942. 
  5. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. C. 9–68. 
  6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. М., 2011. 
  7. Dennett D.C. Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psychology. Cambridge, 1985. 
  8. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, 2003.