Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
130.121:18
МИШУРА Екатерина Сергеевна,
аспирант школы философии департамента гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Автор трех научных публикаций*
Мишель Анри – влиятельный французский феноменолог, философия которого до сих пор мало представлена и изучена в России. В первую очередь этот автор известен своими исследованиями по феноменологии жизни и аффективности, а также анализом абстрактной живописи. В данной статье предпринята попытка обосновать взаимосвязанность эпистемологических и эстетических размышлений философа.
В частности, показывается, что эпистемологическим следствием проекта неинтенциональной феноменологии М. Анри является эстетизация смысла. Истоком всякого смысла в философии Анри является прафеномен жизни, который носит исключительно аффективный характер. Интенциональное смыслонаделение, описанное Эдмундом Гуссерлем, не способно, с точки зрения Анри, без искажений воспринять
подобные аффективные смыслы. В результате сам процесс смыслонаделения неизбежно переходит в область аффективного. Тезис автора статьи состоит в том, что наиболее аффективно наполненным опытом,
который позволяет установить соответствие между внутренним переживанием и внешним выражением,
становится именно эстетический опыт. Как следствие, именно он оказывается средоточием смысла в философском проекте Анри. В первой части статьи раскрывается суть неинтенционального подхода Анри; согласно данному подходу, активный сознательный субъект вытесняется пассивным и аффицированным внутренней жизнью. Во второй части дается более детальное описание пра-феномена жизни, которому Анри
отводит ключевое место в своей философии. В заключительной части автор обращается к эстетическому
наследию Анри и показывает, что эстетический опыт в рамках феноменологии Анри оказывается наиболее
полным в смысловом отношении.
Мишель Анри, неинтенциональная феноменология, Гуссерль в концепции Анри, прафеномен жизни, эстетический опыт, эстетизация смысла
|