CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Эстетизация смысла в феноменологии Мишеля Анри. С. 60–70

Версия для печати

: Философия

130.121:18

МИШУРА Екатерина Сергеевна,
аспирант школы философии департамента гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва). Автор трех научных публикаций*

Мишель Анри – влиятельный французский феноменолог, философия которого до сих пор мало представлена и изучена в России. В первую очередь этот автор известен своими исследованиями по феноменологии жизни и аффективности, а также анализом абстрактной живописи. В данной статье предпринята попытка обосновать взаимосвязанность эпистемологических и эстетических размышлений философа. В частности, показывается, что эпистемологическим следствием проекта неинтенциональной феноменологии М. Анри является эстетизация смысла. Истоком всякого смысла в философии Анри является прафеномен жизни, который носит исключительно аффективный характер. Интенциональное смыслонаделение, описанное Эдмундом Гуссерлем, не способно, с точки зрения Анри, без искажений воспринять подобные аффективные смыслы. В результате сам процесс смыслонаделения неизбежно переходит в область аффективного. Тезис автора статьи состоит в том, что наиболее аффективно наполненным опытом, который позволяет установить соответствие между внутренним переживанием и внешним выражением, становится именно эстетический опыт. Как следствие, именно он оказывается средоточием смысла в философском проекте Анри. В первой части статьи раскрывается суть неинтенционального подхода Анри; согласно данному подходу, активный сознательный субъект вытесняется пассивным и аффицированным внутренней жизнью. Во второй части дается более детальное описание пра-феномена жизни, которому Анри отводит ключевое место в своей философии. В заключительной части автор обращается к эстетическому наследию Анри и показывает, что эстетический опыт в рамках феноменологии Анри оказывается наиболее полным в смысловом отношении.

Мишель Анри, неинтенциональная феноменология, Гуссерль в концепции Анри, прафеномен жизни, эстетический опыт, эстетизация смысла
(pdf, 3.5MB )

  1. Слинин Я.А. Эдмунд Гуссерль и его «Картезианские размышления» // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск; М., 2000. С. 290–323. 
  2. Левинас Э. Ракурсы / пер. с фр. Н.Б. Маньковской // Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М.; СПб., 2000. С. 292–349. 
  3. Ямпольская А.В. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. М., 2013. 258 с. 
  4. Рикер П. Кризис cogito / пер. с фр. О.И. Мачульской // Бессмертие философских идей Декарта: материалы Междунар. конф., посвящ. 400-летию со дня рождения Рене Декарта. М., 1997. С. 14–30. 
  5. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 3–76. 
  6. Финк О. Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля / пер. с нем. Е. Шестовой // Логос. 2016. Т. 26, № 1. С. 5–46. 
  7. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков, 2003. 503 с. 
  8. Welten R. Michel Henry (1922–2002) // Handbook of Phenomenological Aesthetics / ed. by H.R. Sepp, L. Embree. Springer, 2010. P. 141–144. 
  9. Шелер М. Положение человека в космосе / пер. с нем. А.Ф. Филиппова // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 129–194. 
  10. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию: пер. с нем. М., 2004. 368 с. 
  11. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество / пер. с нем. В.В. Бибихина, А.В. Ахутина, А.П. Шурбелева. СПб., 2013. 592 с. 
  12. Ricoeur P. Life in Quest of Narrative // On Paul Ricoeur: Narrative and Interpretation / ed. by D. Wood. London, 2003. P. 20–33. 
  13. Seyler F. Is Radical Phenomenology Too Radical? Paradoxes of Michel Henry’s Phenomenology of Life // J. Specul. Philos. 2013. Vol. 27, № 3. P. 277–286. 
  14. Marion J.-L. Figures de phénoménologie: Husserl, Heidegger, Levinas, Henry, Derrida. Paris, 2012. 222 p. 
  15. Gschwandtner C.M. Revealing the Invisible: Henry and Marion on Aesthetic Experience // J. Specul. Philos. 2014. Vol. 28, № 3. P. 305–314. 
  16. Derrida J. Violence et métaphysiquе // Revue de Métaphysique et de Morale. 1963. № 3. P. 322–354. 
  17. Strasser S. Antiphénoménologie et phénoménologie dans la philosophie d’Emmanuel Levinas // Revue Philosophique de Louvain. 1977. Vol. 75, № 25. P. 101–125. 
  18. Марион Ж.-Л. Насыщенный феномен / пер. с фр. В.В. Земсковой и Г.Б. Юдина, под ред. А.В. Ямпольской и С.А. Шолоховой // (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами / сост. С.А. Шолохова, А.В. Ямпольская. М., 2014. С. 63–99. 
  19. Derrida J. Poétique et politique du témoignage. Paris, 2005. 81 p. 
  20. Bernet R. Phenomenological and Aesthetic Epoché: Painting the Invisible Things Themselves // The Oxford Handbook of Contemporary Phenomenology / ed. by D. Zahavi. Oxford, 2012. P. 715–737.