CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Понятие субъективности в диссертации С. Кьеркегора «О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа». C. 108–114

Версия для печати

: Философия

1(091)+141+165.42

ТЕТЕНКОВ Николай Борисович,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 46 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия*

В статье рассматриваются особенности кьеркегоровской интерпретации понятия «субъективность» в его магистерской диссертации: если традиционная интерпретация связывает субъективность с понятием воли как негативного понятия, то для Кьеркегора понятие «субъективность» нейтрально. Он связывает его с понятиями «мировоззрение», «свобода воли», «долг», «ответственность». Впервые субъективность в исторической действительности проявляется в иронии у Сократа. Ироник возникает в кризисные моменты истории, когда перед человеком встает проблема самоидентификации. Ироник вырван из исторической действительности, он оказывается «между» двумя действительностями. Критическое отношение ироника к действительности порождает его свободу и возможность выбора. Кьеркегор различает метафизическую и сдержанную иронию: 1) метафизическая ирония отрицает всю действительность, в то время как сдержанная ирония отрицает только историческую действительность, которая утратила право на существование; 2) метафизическая ирония возможна только для Бога-ироника, но не для человека, – человек может выразить себя только в сдержанной иронии; 3) метафизическая ирония основана на тождественности мышления и существования, но такое тождество возможно только для Бога, сдержанная же ирония основана на утрате тождественности, расколотом субъекте. Ирония в диссертации С. Кьеркегора рассматривается не как эстетическая категория, не как контемпляция, а как форма существования. В каждой из форм существования – эстетической, иронической, этической, юмористической и религиозной – субъективность проявляется по-разному. Ироник – это одна из форм выражения субъективности, которая зависит от цен- ностных установок иронического мировоззрения.

С. Кьеркегор, Сократ, метафизическая ирония, сдержанная ирония, утрата тождественности, расколотый субъект
(pdf, 3.5MB )

  1. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1997.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004.
  3. Янкелевич В. Ирония. Прощение. М., 2004.
  4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2008.
  5. Басс И. Серен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство. СПб., 2004.
  6. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Лейбниц Г.В. Собр. соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 2.
  7. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
  8. Труфанова Е.О. Единство и множественность Я. М., 2010.
  9. Жеребкина И.А. Субъективность и гендер. Гендерная теория субъекта в современной философской антропологии. М., 2007.
  10. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: отпечатки голоса. Екатеринбург, 2002.
  11. Vajda M. Die Krise der Kulturkritik: Fallstudien zu Heidegger, Lukács und anderen. Wien,1996. 205 S.
  12. Thust M. Søren Kierkegaard. Der Dichter des Religiosen. München, 1986. 126 S.
  13. Taylor M. Journeys to Selfhood. Hegel & Kierkegaard. Los Angeles; London, 1980. 298 p.
  14. Shain R. Situating Derrida: between Kierkegaard and Hegel // Philosophy Today. 2000. Vol. 44, № 4. P. 388–403.