Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
81’42+821.124
ИСАЕВ Сергей Георгиевич,
доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Автор 80 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, одного учебного пособия*
Мишель Фуко в «Предисловии» к своей книге «История безумия в классическую эпоху» рассматривает
специфику бытия феноменов культуры в современном дискурсивном пространстве. Отмечено, что автор
«Предисловия» исходит из открытой в ХХ столетии идеи разрыва – его глубоко волнует сама невозможность безболезненного совмещения прошлого и настоящего. М. Фуко учитывает акт «события» феноменов
культуры, т. е. их появления, к которому приравнивается и переиздание книг. В центре вопросов «Предисловия» – проблематизация восприятия и – уже – прочтения, в котором Фуко подчеркивает встречу
с Иным и вручение себя Другому, ставится проблема ответственности за Другого. Занимаясь текстами,
Фуко учитывает и природу их материальности. Событийность и вещная стороны гуманитарных «объектов» у Фуко предопределяют принцип «материализма бестелесного», в свете которого философ и культуролог рассматривает их парадоксальное функционирование. В формуле «материализм бестелесного» рас-
крыта эволюция представлений о мире вещей и идей. Событие прочтения произведения, книги, по Фуко,
приводит к преобразованию их целого и целостности благодаря «сжатию», «переносу», «дроблению»
гуманитарных феноменов, а также из-за образующихся при перепрочтении симулякров. Возникновение
вследствие интерпретации или комментирования «двойников» произведения, по Фуко, можно приравнять
и к новому рождению книги, и к ее смерти. Для понимания этих феноменальных явлений правильнее все-
го ориентироваться не на автора, а на книгу. То, что «смерть» книги предначертана ее материальностью,
неожиданно определяет и формы ее жизни. «Предисловие» полно парадоксальных отношений: здесь само
исчезновение означает различение и, следовательно, весьма своеобразное повторение. Исследовательские
ориентиры в таком повторении указывают не на авторские приоритеты, а на то, что книга сказала о своем
времени, не игнорируя текст.
Мишель Фуко, идея разрыва, «материализм бестелесного», «книга-событие», модели фрагментарности, модели двойничества
|