CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Никнейм переходного типа как способ самономинации в немецкоязычной интернет-коммуникации. C. 86–90

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

811.11

Сведения об авторах

КАЗЯБА Виктория Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и германского языкознания гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. Автор 40 научных публикаций, в т. ч. 4 учебных пособий

Аннотация

Никнейм – это особая антропонимическая единица неофициальной вторичной искусственной номинации, используемая преимущественно в интернет-коммуникации с целью самоидентификации и самономинации виртуальной личности. Классообразующими чертами никнеймов признаются совпадение категории номинатора с объектом номинации, а также виртуальный, компьютерно-опосредованный характер функциональной среды. Процесс самономинации в Интернете осуществляется с использованием одного из типов никнейма: никнема-автонима (основан на собственных реальных антропонимах коммуниканта), никнейма-псевдонима (образован от нарицательной лексемы или «чужого» имени собственного) или ника переходного характера (объединяет реальное имя пользователя с нарицательной единицей или «чужим» именем собственным). Самономинативные модели с использованием того или иного вида никнейма обладают рядом специфических черт, касающихся особенностей их мотивированности, образования, передаваемых смыслов, графического оформления и степени анонимности. Предлагаемая статья сфокусирована на особенностях никнеймов переходного типа в немецкоязычном интернет-пространстве. Каждый десятый «псевдоним» интернет-пользователя представляет собой никнейм переходного типа. Автор анализирует номинативный и структурный потенциал данного класса самономинаций, описывает мотивы их создания и реализуемые ими функции. Часто подобные никнеймы фундируются композицией реального антропонима с именем нарицательным или «чужим» онимом. Менее продуктивен путь самономинирования, при котором автоним трансформируется до узуального или окказионального апеллятива. Структурно данные ники в основном поликомпонентны. Ведущие мотивы создания никнеймов переходного типа – юмор и ирония, включение дополнительных смыслов в имя. Никнеймы переходного типа являются наиболее оригинальным видом интернет-самономинаций, т. к. требуют от создателей определенных языковых усилий и творчества.

Ключевые слова

антропоним, никнейм, самономинация, интернет-коммуникация, никнейм переходного типа
Скачать статью (pdf, 3.4MB )

Список литературы

  1. Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX Междунар. конф. по ономастике Поволжья, г. Волгоград, 9–12 сентября 2002 года. М., 2004. С. 53–58. 
  2. Аникина Т.В. Имя собственное в Интернет-коммуникации // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 2(75). С. 71–76. 
  3. Ахренова Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Сер.: Филология. Искусствоведение. 2009. № 34(172). С. 5–10. 
  4. Потапова С.Ю. Номинация лица в обиходном дискурсе. Ярославль, 2003. 276 с.