CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Философия о природе человека (обзор концепций). C. 70–77

Версия для печати

: Философия

140

ОВЧИННИКОВ Олег Владимирович,
доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 200 научных публикаций

Зарождение новой эпохи в истории человечества – инновационной цивилизации с ее NBIC-технологиями – поставило в практическую плоскость реализацию идеи К. Маркса о слиянии всех наук в одну – науку о человеке. С этой точки зрения важен исторический взгляд на философию, которая была родовым понятием человеческого знания о мире, на современное понимание многоуровневой природы и многомерной сущности человека. В статье рассмотрены позиции неоклассической и классической онтологии по проблеме человека. Классическая онтология опирается на две основные идеи: многоуровневой природы человека и его многомерной сущности. Представлена концепция человека как космо-био-социо-культурно-экзистенциально-духовного существа: каждый из этих уровней онтологической природы человека является носителем специфических для него информации (физической, наследственной) и опыта – социальных, ценностных констант бытия. Особое внимание уделено новой парадигме, утверждающей, что субъективная реальность формирует внешний мир. Дано определение культуры как структурированного опыта всей человеческой деятельности, включая всемирно-исторический. Рассматривается гипотеза А.А. Пелипенко о том, что культура в глубинной своей онтологии представляет полевое образование – способность к нелокальным взаимодействиям вне зависимости от расстояния, и проявляется оно в интуитивном считывании культурно-полевой матрицы. Любовь как измененное со- стояние сознания представлена концепцией М. Эпштейна – с четырьмя ее составляющими: желанием, вдохновением, нежностью, жалостью. В качестве одной из рабочих гипотез приведена шестиуровневая концепция человека.

неоклассическая онтология, классическая онтология, антропопрактика, шесть уровней бытия человека, субъективная реальность, полевые формы культуры
(pdf, 3.5MB )

  1. Казанцев А.К., Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии. Инновационная цивилизация XXI века: моногр. / под ред. А.К. Казанцева, Д.А. Рубвальтера. М., 2015. 383 с. 
  2. Коковин И.С. Философия как духовное упражнение в опыте П.Я. Чаадаева // Человек. 2016. № 2. С. 119–126. 
  3. Смирнов С.А. Человек в мире миров (к вопросу о неклассическом философствовании о человеке) // Филос. науки. 2015. № 3. С. 121–126. 
  4. Салманова И.Ф. Толстой: линия жизни и логика творчества // Человек. 2015. № 2. С. 138–147. 
  5. Кляйн М. Психоаналитические труды: в 7 т. / пер. М. Мельниковой. М., 2007. Т. 5. 312 с. 
  6. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ / пер. И. Авидон, А. Батустин, П. Румянцева. СПб., 2002. 542 с. 
  7. Лебедев С.А. Онтология человека // Человек. 2010. № 1. С. 15–29. 
  8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. М., 1991. Т. 3. 470 с. 
  9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / под ред. В.А. Ядова. 2-е изд. М., 2013. 376 с. 
  10. Пелипенко А.А. Культура как полевое образование // Человек. 2014. № 2. С. 5–17. 
  11. Кондрашов П.Н. Понятие экзистенции в философии Карла Маркса // Человек. 2016. № 2. С. 127–139. 
  12. Эпштейн М.Н. Четыре слагаемых любви // Человек. 2006. № 2. С. 82–96. 
  13. Гуд Б. Мозг прирученный. Что делает нас людьми / пер. с англ. Н. Лисова. М., 2015. 288 с.