CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Философия о природе человека (обзор концепций). C. 70–77

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 3.5MB )

УДК

140

Сведения об авторах

ОВЧИННИКОВ Олег Владимирович,
доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 200 научных публикаций

Аннотация

Зарождение новой эпохи в истории человечества – инновационной цивилизации с ее NBIC-технологиями – поставило в практическую плоскость реализацию идеи К. Маркса о слиянии всех наук в одну – науку о человеке. С этой точки зрения важен исторический взгляд на философию, которая была родовым понятием человеческого знания о мире, на современное понимание многоуровневой природы и многомерной сущности человека. В статье рассмотрены позиции неоклассической и классической онтологии по проблеме человека. Классическая онтология опирается на две основные идеи: многоуровневой природы человека и его многомерной сущности. Представлена концепция человека как космо-био-социо-культурно-экзистенциально-духовного существа: каждый из этих уровней онтологической природы человека является носителем специфических для него информации (физической, наследственной) и опыта – социальных, ценностных констант бытия. Особое внимание уделено новой парадигме, утверждающей, что субъективная реальность формирует внешний мир. Дано определение культуры как структурированного опыта всей человеческой деятельности, включая всемирно-исторический. Рассматривается гипотеза А.А. Пелипенко о том, что культура в глубинной своей онтологии представляет полевое образование – способность к нелокальным взаимодействиям вне зависимости от расстояния, и проявляется оно в интуитивном считывании культурно-полевой матрицы. Любовь как измененное со- стояние сознания представлена концепцией М. Эпштейна – с четырьмя ее составляющими: желанием, вдохновением, нежностью, жалостью. В качестве одной из рабочих гипотез приведена шестиуровневая концепция человека.

Ключевые слова

неоклассическая онтология, классическая онтология, антропопрактика, шесть уровней бытия человека, субъективная реальность, полевые формы культуры

Список литературы

  1. Казанцев А.К., Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. NBIC-технологии. Инновационная цивилизация XXI века: моногр. / под ред. А.К. Казанцева, Д.А. Рубвальтера. М., 2015. 383 с. 
  2. Коковин И.С. Философия как духовное упражнение в опыте П.Я. Чаадаева // Человек. 2016. № 2. С. 119–126. 
  3. Смирнов С.А. Человек в мире миров (к вопросу о неклассическом философствовании о человеке) // Филос. науки. 2015. № 3. С. 121–126. 
  4. Салманова И.Ф. Толстой: линия жизни и логика творчества // Человек. 2015. № 2. С. 138–147. 
  5. Кляйн М. Психоаналитические труды: в 7 т. / пер. М. Мельниковой. М., 2007. Т. 5. 312 с. 
  6. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ / пер. И. Авидон, А. Батустин, П. Румянцева. СПб., 2002. 542 с. 
  7. Лебедев С.А. Онтология человека // Человек. 2010. № 1. С. 15–29. 
  8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. М., 1991. Т. 3. 470 с. 
  9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / под ред. В.А. Ядова. 2-е изд. М., 2013. 376 с. 
  10. Пелипенко А.А. Культура как полевое образование // Человек. 2014. № 2. С. 5–17. 
  11. Кондрашов П.Н. Понятие экзистенции в философии Карла Маркса // Человек. 2016. № 2. С. 127–139. 
  12. Эпштейн М.Н. Четыре слагаемых любви // Человек. 2006. № 2. С. 82–96. 
  13. Гуд Б. Мозг прирученный. Что делает нас людьми / пер. с англ. Н. Лисова. М., 2015. 288 с.