Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
140
ОВЧИННИКОВ Олег Владимирович,
доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента высшей школы экономики, управления и права Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 200 научных публикаций
Зарождение новой эпохи в истории человечества – инновационной цивилизации с ее NBIC-технологиями – поставило в практическую плоскость реализацию идеи К. Маркса о слиянии всех наук
в одну – науку о человеке. С этой точки зрения важен исторический взгляд на философию, которая была
родовым понятием человеческого знания о мире, на современное понимание многоуровневой природы
и многомерной сущности человека. В статье рассмотрены позиции неоклассической и классической онтологии по проблеме человека. Классическая онтология опирается на две основные идеи: многоуровневой природы человека и его многомерной сущности. Представлена концепция человека как космо-био-социо-культурно-экзистенциально-духовного существа: каждый из этих уровней онтологической
природы человека является носителем специфических для него информации (физической, наследственной) и опыта – социальных, ценностных констант бытия. Особое внимание уделено новой парадигме, утверждающей, что субъективная реальность формирует внешний мир. Дано определение культуры
как структурированного опыта всей человеческой деятельности, включая всемирно-исторический. Рассматривается гипотеза А.А. Пелипенко о том, что культура в глубинной своей онтологии представляет
полевое образование – способность к нелокальным взаимодействиям вне зависимости от расстояния,
и проявляется оно в интуитивном считывании культурно-полевой матрицы. Любовь как измененное со-
стояние сознания представлена концепцией М. Эпштейна – с четырьмя ее составляющими: желанием,
вдохновением, нежностью, жалостью. В качестве одной из рабочих гипотез приведена шестиуровневая
концепция человека.
неоклассическая онтология, классическая онтология, антропопрактика, шесть уровней бытия человека, субъективная реальность, полевые формы культуры
|