CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Толкование о душе»: опыт перевода древнего текста в актуальный контекст. C. 62–69

Версия для печати

: Философия

801.73:[273.1+130.2]

ЛАПАТИН Вадим Альбертович,
кандидат философских наук, преподаватель 107-й кафедры Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург). Автор 11 научных публикаций

Статья посвящена проблеме включения древнего философского текста в контекст актуальной повседневности. Автор исходит из предпосылки, согласно которой философская мысль прошлых эпох обладает символическим содержанием, доступным переводу (интерпретации) на язык современных терминов. Данная герменевтическая процедура осуществляется на примере гностического трактата «Толкование о душе», входящего в кодекс Библиотеки Наг-Хаммади. Трактат базируется на гностическом мифе о Софии, которая в различных редакциях предстает божественной Премудростью и символизирует собой душу. В варианте, представленном в «Толковании», душа уподобляется блуднице, которая «отпала от Отца» и «оказалась в руках многочисленных разбойников». Оказавшись в бедственном положении, она глубоко раскаивается, обретает спасение и возвращается к изначальной целостности. Автор статьи показывает, каким образом данный философско-мифологический сюжет может быть применен для понимания текущих социокультурных процессов. В качестве примера берутся современные практики удовольствия: их действующий «культурный императив» к получению немедленного и безграничного наслаждения связывается с описанным отпадением души от первоначального естества. Гностический миф, в свою очередь, мыслится как напоминание о возможности обретения счастья и избавления. Тем самым перевод символического содержания «Толкования о душе» решает две задачи. Во-первых, он помогает современному человеку обрести иной взгляд на проблему собственной фрустрации и неудовлетворенности. Во-вторых, не позволяет древнему философскому знанию превратиться в музейный экспонат. В заключение автор предостерегает от необдуманного использования описанной герменевтической процедуры и дает соответствующие методические рекомендации.

гностицизм, герменевтика, аффективная деятельность, современные практики удовольствия, гностический миф, изначальное состояние, Библиотека Наг-Хаммади
(pdf, 3.4MB )

  1. Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998. 384 с. 
  2. Чертон Т. Гностическая философия. От Древней Персии до наших дней. М., 2008. 464 с. 
  3. Filoramo G. A History of Gnosticism. Oxford, 1990. 288 p. 
  4. Armstrong A.H. Gnosis and Greek Philosophy // Plotinian and Christian Studies. XXI. London, 1979. P. 87–124. 
  5. Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002. 368 c. 
  6. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. 216 с. 
  7. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства. На материале коптской библиотеки из Наг Хаммади. М., 1997. 384 с. 
  8. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998. 480 с. 
  9. Оренбург М.Ю. Гностический миф: Реконструкция и интерпретация. М., 2011. 184 с. 
  10. Хлебников Г.В. Философская мистика и гностицизм: история и современность. М., 2009. 148 с. 
  11. Рассадина С.А. Герменевтика удовольствия: наслаждение вкусом. СПб., 2010. 254 с. 
  12. Тоотс Н.А. Новый этический гнозис. Живая этика и гнозис // Тр. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2014. Т. 204. С. 57–64.