CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

С.А. Есенин и фольклор: «ритуальный хаос» в поэме «Анна Снегина». С. 88–96

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

82:801.6; 398:801.6

Сведения об авторах

ДУДАРЕВА Марианна Андреевна, кандидат филологических наук, сотрудник филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 58 научных публикаций*
*Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51; e-mail: marianna.galieva@yandex.ru; ruslitxx@philol. msu.ru

Аннотация

В статье рассматривается поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» в контексте фольклорной традиции. Образ главных героев раскрывается в неразрывной связи с фольклором, в частности с традицией скоморошества. Ритуальный орнамент поэмы связан с архетипическими моделями. В статье большое внимание уделено архетипам Луны и Пути, рассматривается семантика цвета в поэме. «Лунарный миф» отразился как в раннем творчестве поэта, так и в позднем: в поэмах «Анна Снегина» и «Черный человек», которые воспринимаются в контексте фольклорной традиции и обрядовой реальности как единое целое. Историческая поэтика позволяет по-новому взглянуть на тексты Есенина – речь идет о внутреннем преломлении фольклорной традиции. В научном пространстве эта проблема разрабатывалась В.А. Смирновым. Обращение к фольклорной традиции разрешает научный спор относительно образности, поэтики поэмы. Образы поэта и его возлюбленной Анны связаны не только с любовной линией в поэме, но и с философской проблемой роста героя над самим собой: его воспоминания носят сакральный, ритуальный характер. Таким образом выстраивается Путь героя, на что указывают и архетипические составляющие. На встречу к Анне, в деревню, лирического героя ведет Прон, чей образ тоже связан с фольклорной традицией, с архетипом шута, однако качества трикстера в его образе трансформируются. Подобную ритуальную ситуацию мы наблюдаем и в поэме «Страна негодяев», где актуализированы травестийный комплекс и архетип Луны, важный для художественного мира Есенина.

Ключевые слова

С.А. Есенин, поэма «Анна Снегина», фольклор, традиция скоморошества, архетип, «лунарный миф», семантика цвета
Скачать статью (pdf, 3.3MB )

Список литературы

  1. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: от «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001. 
  2. Галиева М.А. «Черный человек» С. Есенина: восточный подтекст и традиции скоморошества // Филоlogos. 2012. Вып. 13. С. 25–31. 
  3. Галиева М.А. О некоторых принципах фольклоризма в художественном мире С.А. Есенина // Проблемы изучения и сохранения культурного наследия и традиции в контексте современной культуры Балтии: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Рига, 4–6 июня 2012 года. Рига, 2012. С. 18–27. 
  4. Грейвс Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. Екатеринбург, 2007. 
  5. Смирнов В.А. Парадигма «Солнечного мифа» в поэме М. Цветаевой «Егорушка» // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: сб. науч. тр. Иваново, 1999. Вып. 4. С. 160–169. 
  6. Ничипоров И.Б. Поиски «героя времени» на изломе эпох: драматические поэмы С. Есенина «Пугачев» и «Страна негодяев». URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/37236.php (дата обращения: 20.08.2016). 
  7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. 8. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише). М., 1970.