CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Самовоспроизводство общества потребления в XX веке: теоретический анализ. С. 57–63

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 3.3MB )

УДК

101.1:316

Сведения об авторах

ВАСИЛОВСКАЯ Екатерина Андреевна, аспирант кафедры философии Красноярского государственного аграрного университета. Автор двух научных публикаций*
*Адрес: 660017, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 117; e-mail: catharsis09@yandex.ru

Аннотация

В работе представлена попытка объяснить исторические истоки антипотребительского движения (антиконсюмеризма) с позиций аксиологии и концепции аутопойезиса Н. Лумана. Целью данной статьи является выяснение условий возникновения идеологии антиконсюмеристских движений середины – конца XX века и порожденных ею социальных практик на индивидуальном и социальном уровнях. В качестве аксиологического фактора антиконсюмеризма рассмотрен феномен ресентимента (на основе концепций Ф. Ницше и М. Шелера), в качестве социально-системного фактора – аутопойезис общества потребления. Показаны связь феномена ресентимента со средним классом, творческий характер и значимость ресентимента в формировании новых ценностей в обществе потребления, а также зависимость интенсивности антипотребительского движения от усиления властной иерархии в обществе. Временем возникновения и массового распространения феномена ресентимента мы считаем эпоху Реформации (XVI–XVII века), что совпадает с началом формирования капиталистической формации. В то же время антиконсюмеризм представляется как аутопойезис общества потребления, т. е. он формируется самой системой потребления с целью самовоспроизводства общества, что объясняет неспособность различных движений и контркультуры к эффективному противостоянию обществу потребления. В статье рассмотрены механизмы нейтрализации социальных движений (на примере молодежных субкультур) аутопойетической системой. Дан анализ некоторых теоретических прогнозов относительно будущего общества потребления и сделан вывод о том, что его дальнейшее существование неопределенно в силу внутреннего структурного кризиса капитализма.

Ключевые слова

антиконсюмеризм, общество потребления, аксиология, ресентимент, аутопойезис, антикапиталистические движения

Список литературы

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998. 576 с. 
  2. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999. 231 с. 
  3. Ницше Ф. Генеалогия морали. СПб., 2011. 224 с. 
  4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2007. 272 с. 
  5. Жижек С. О насилии. М., 2010. 184 с.
  6. Луман Н. Общество общества. М., 2011. 640 с. 
  7. Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу: как контркультура создает новую культуру потребления. М., 2007. 456 с. 
  8. Щипакина Л.А. Контркультура как объект социально-философского анализа // Гуманит. науки и образова- ние. 2010. № 3. С. 55–58. 
  9. Овруцкий А.В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребле- ния: дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2012. 394 с. 
  10. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. М., 2008. 176 с.