CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Знаки-символы и стереотипы в экранной культуре. С. 50–56

Версия для печати

Рубрика: Философия

УДК

130.2

Сведения об авторах

БОРОВИКОВА Нина Михайловна, аспирант кафедры теории культуры этики и эстетики Московского государственного института культуры. Автор 4 научных публикаций*
*Адрес: 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корп. 2; e-mail: borovikova.nina@list.ru

Аннотация

Появление визуальной культуры, в которой преобладает знаково-символьный компонент восприятия, связано с концепцией визуального поворота в культуре. Анализ изменений, происходящих в современной культуре, невозможно интерпретировать без помощи семиотики как науки о знаках. Автор рассматривает подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию и проявлению в культуре знаков, символов и стереотипов. Именно исследования в области семиотики и стереотипии позволят определить способы и средства влияния продуктов культуры на индивида. Появление термина «экранная культура» связано с определением и сужением поля исследования. Кинофильмы становятся новым способом конструирования культурного пространства, именно поэтому автор уделяет большое внимание этому продукту культуры. В статье проводится аналогия восприятия заложенных в продукцию экранной культуры стереотипов и знаков-символов с теорией Ф. Бэкона о «призраках познания» и мифом о пещере Платона. Кинофильмы рассматриваются через призму теорий С.М. Эйзенштейна и Ю.М. Лотмана – ученых, положивших начало исследованию и рассмотрению кинофильмов как самостоятельных, закрытых систем, использующих свой уникальный язык. По мнению исследователей, этот уникальный язык основан на знаках-кадрах, знаках-символах и стереотипах, напрямую воздействующих на сознание индивида через бессознательное и чувственное. В заключение автор отмечает, что сильная знаково-символьная и стереотипная природа кинофильмов оказывает существенное влияние на восприятие и поведение людей. Научная и практическая значимость данной работы заключается в теоретико-познавательной, гносеологической, когнитивной ориентации исследовательских процессов по изучению знаков-символов и стереотипов в продуктах экранной культуры и их влиянию на жизнедеятельность индивидов.

Ключевые слова

экранная культура, визуальный поворот, знаки-символы, стереотипы, семиотика, кинофильм
Скачать статью (pdf, 3.3MB )

Список литературы

  1. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. URL: http://scheka.info/teksti/flier_kult.pdf (дата обращения: 10.07.2016). 
  2. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / пер. с франц. Н. Суслова. Екатеринбург, 2006. 
  3. Савчук С. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. СПб., 2008. С. 7–39. 
  4. Mitchell W.J.T. Interdisciplinarity and Visual Culture // Art Bulletin. 1995. Vol. 77, № 4. P. 540–544. 
  5. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблема киноэстетики. Таллин, 1973. 
  6. Сорокин Ю.А., Базылев В.Н., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Красильникова В.Г., Красных В.В. Канон, эталон. Стереотип в языковом сознании: дискуссия в Институте языкознания РАН // Язык, сознание, коммуникация: сб. ст. / под ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., 1999. Вып. 8. С. 4–38. 
  7. Исупов К.Г. Космос русского самосознания. Пещера Платона // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 1–4. С. 204–206. 
  8. Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999. Т. I. 
  9. Adorno T., Horkheimer M. The Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception. URL: http://faculty.georgetown. edu/irvinem/theory/Adorno-Horkheimer-Culture-Industry.pdf (дата обращения: 10.07.2016). 
  10. Ченков И. План Даллеса для СССР. URL: http://www.duel.ru/199818/?18_4_3 (дата обращения: 10.07.2016). 
  11. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное: пер. с итал. М., 2001. Т. 1. 
  12. Эйзенштейн С.М. Метод: в 2 т. М., 2002. Т. 1. 
  13. Blumer H. Moulding of Mass Behavior Through the Motion Picture // Publ. Am. Sociol. Soc. 1935. Vol. 9, № 3. P. 115–127.