Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: История Скачать статью (pdf, 3.3MB )УДК39(470.51)(045)Сведения об авторахКОСАРЕВА Ирина Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Автор 50 научных публикаций, в т. ч. 5 учебно-методических пособий, одной монографии**Адрес: 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 6; e-mail: ira.kosareva.60@mail.ru АннотацияТрадиционная удмуртская вышивка до сих пор остается малоисследованной. В XIX веке этот способ декорирования одежды у большинства этнографических подразделений удмуртов был вытеснен узорным ткачеством. Наиболее изолированные от внешнего мира этнографические подразделения северных удмуртов (косинские и слободские удмурты) сохранили традиционную одежду из белого холста, украшенную вышивкой, наполненной языческой символикой, связывавшей тело человека с мирозданием. Свадебный комплект женской одежды насыщен символикой плодородия. В других разновидностях традиционной одежды присутствуют тотемистические мотивы и образы, восходящие к бронзовому литью. Два этнографических подразделения северных удмуртов, проживающие на разных берегах р. Чепцы, левого притока р. Вятки, по-разному воплощали традиционную вышивку. Ряд явлений их традиционной вышивки указывает на общность истоков обеих традиций, в первую очередь это относится к декору свадебной одежды. В то же время художественное решение многих вышивок, особенности техники их исполнения, цветового и орнаментального решения указывают на две специфические традиции. Они были сформированы в результате длительного самостоятельного художественного поиска многих поколений, принадлежавших к двум имеющим общее происхождение, но разным, изолированным друг от друга группам. Традиционная вышивка косинских удмуртов отразила взаимодействие их предков с обскими уграми – это видно по ее орнаментике. В то же время в вышивке слободских удмуртов проявилось русское влияние: это заметно как в орнаментике (широком распространении свастики), так и в художественных приемах – специфических мережках. Материал вышивки отразил исторический путь и культурное взаимодействие носите- лей традиции с разными народами. В статье изложены результаты исследования автором традиционной вышивки двух проживающих в Кировской области подразделений удмуртского народа. Приведенные в статье данные подтверждают мысль автора об объективном существовании двух изолированных друг от друга этнографических подразделений северных удмуртов.Ключевые словатрадиционная удмуртская вышивка, косинские удмурты, слободские удмурты, этнографические подразделенияСписок литературы
|