CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Традиционная вышивка косинских и слободских удмуртов как исторический источник. С. 34–42

Версия для печати

Рубрика: История

Скачать статью (pdf, 3.3MB )

УДК

39(470.51)(045)

Сведения об авторах

КОСАРЕВА Ирина Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования Удмуртского государственного университета (г. Ижевск). Автор 50 научных публикаций, в т. ч. 5 учебно-методических пособий, одной монографии*
*Адрес: 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1, корп. 6; e-mail: ira.kosareva.60@mail.ru

Аннотация

Традиционная удмуртская вышивка до сих пор остается малоисследованной. В XIX веке этот способ декорирования одежды у большинства этнографических подразделений удмуртов был вытеснен узорным ткачеством. Наиболее изолированные от внешнего мира этнографические подразделения северных удмуртов (косинские и слободские удмурты) сохранили традиционную одежду из белого холста, украшенную вышивкой, наполненной языческой символикой, связывавшей тело человека с мирозданием. Свадебный комплект женской одежды насыщен символикой плодородия. В других разновидностях традиционной одежды присутствуют тотемистические мотивы и образы, восходящие к бронзовому литью. Два этнографических подразделения северных удмуртов, проживающие на разных берегах р. Чепцы, левого притока р. Вятки, по-разному воплощали традиционную вышивку. Ряд явлений их традиционной вышивки указывает на общность истоков обеих традиций, в первую очередь это относится к декору свадебной одежды. В то же время художественное решение многих вышивок, особенности техники их исполнения, цветового и орнаментального решения указывают на две специфические традиции. Они были сформированы в результате длительного самостоятельного художественного поиска многих поколений, принадлежавших к двум имеющим общее происхождение, но разным, изолированным друг от друга группам. Традиционная вышивка косинских удмуртов отразила взаимодействие их предков с обскими уграми – это видно по ее орнаментике. В то же время в вышивке слободских удмуртов проявилось русское влияние: это заметно как в орнаментике (широком распространении свастики), так и в художественных приемах – специфических мережках. Материал вышивки отразил исторический путь и культурное взаимодействие носите- лей традиции с разными народами. В статье изложены результаты исследования автором традиционной вышивки двух проживающих в Кировской области подразделений удмуртского народа. Приведенные в статье данные подтверждают мысль автора об объективном существовании двух изолированных друг от друга этнографических подразделений северных удмуртов.

Ключевые слова

традиционная удмуртская вышивка, косинские удмурты, слободские удмурты, этнографические подразделения

Список литературы

  1. Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Совет. этнография. 1970. № 3. С. 37–47. 
  2. Тепляшина Т.И. Нижнечепецкие говоры северноудмуртского наречия // Зап. Удмурт. НИИ. 1970. Вып. 21. С. 156–196. 
  3. Лебедева С.Х., Атаманов М.Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом. Ижевск, 1987. 
  4. Атаманов М.Г. Происхождение удмуртского народа. Ижевск, 2010. 576 с. 
  5. Косарева И.А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской). Ижевск, 2000. 226 с. 
  6. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу) // Тр. Ин-та этнографии. Нов. сер. М., 1951. Т. Х. С. 141. 
  7. Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск; Л., 1973. 158 с. 
  8. Климов К.М. Женская одежда удмуртов Кировской области конца XIX – начала ХХ в. // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. Ижевск, 1980. С. 23–34. 
  9. Лебедева С.Х. Удмуртская народная вышивка. Ижевск, 2009. 88 с. 
  10. Косарев М.Ф. Мировоззренческие аспекты традиционной погребальной обрядности (по сибирским материалам) // КСИА. Вып. 224. Общие проблемы изучения погребального обряда. М., 2010. С. 33–51. 
  11. Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел // Тр. Ин-та этнографии. Нов. сер. М., 1951. Т. XI. С. 158. 
  12. Чернецов В.Н. К истории родового строя у обских угров // Совет. этнография. 1947. Т. VI–VII. С. 158–184. 
  13. Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сб. Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1953. Т. XV. С. 123–133. 
  14. Чиндина Л.А. Соболь в пластике населения Северного Приобья // Проблемы Западно-Сибирской археологии. Эпоха железа. Новосибирск, 1981. С. 144–148. 
  15. Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири в XVII в. М., 1965. 
  16. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992. 
  17. Генинг В.Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопр. фин.-угор. языкознания. Ижевск, 1967. Вып. IV. С. 271–278.
  18. Иванова М.Г. Иднакар – древнеудмуртское городище IX–XIII вв. Ижевск, 1998. 
  19. Богуславская И.Я. Художественные особенности русской народной вышивки с геометрическим орнаментом (XIX–XX вв.) // Совет. этнография. 1982. № 1. С. 101–112. 
  20. Луппов П.Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX в. Вятка, 1911. 568 с.