CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Поуровневое формирование фразеологических компетенций на основе фразеологизмов с компонентом make. С. 139–148

Версия для печати

: Филология

81’373.72:811.111:378.147

ФЕДУЛЕНКОВА Татьяна Николаевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор 840 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 7 учебных пособий*
*Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, корп. 1; e-mail: fedulenkova@list.ru
КЛЮЖЕВА Наталья Витальевна, преподаватель кафедры иностранных языков профессиональной коммуникации гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Автор 4 научных публикаций**
** Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Горького, д. 87, корп. 1; e-mail: kluzhevanatalia@mail.ru

Актуальность проблемы выявления номенклатуры фразеологических компетенций и организации работы по их формированию обусловлена новой парадигмой результата образования, нацеленной на компетентностный подход и закрепленной в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Целью данной статьи является описание опыта работы по формированию фразеологических компетенций у студентов лингвистического профиля в процессе изучения глагольной фразеологии современного английского языка. Выбор языкового материала исследования объясняется тем, что глагольная фразеология представляет собой благодатный языковой материал для формирования общелингвистической компетентности обучаемых, прежде всего потому, что глагол является ядром высказывания. Объектом исследования послужила микросистема глагольных фразеологических единиц современного английского языка, ведущим функциональным компонентом в которых является поливалентный глагол make. Сопутствующие задачи работы заключаются в выявлении фразеологических компетенций и их характеристике, в определении поуровневого алгоритма работы по их формированию, сопряженного с изучением соответствующих программе конкретных практических и теоретических языковых дисциплин. В качестве основных методов исследования использовались следующие: теоретический анализ общепедагогических и методических идей, анализ и обобщение личного педагогического опыта. В статье рассматривается и квалифицируется около трех десятков фразеологических компетенций и предлагается инновационный подход к их формированию – он заключается в поуровневом, ступенчатом, алгоритме в отличие от традиционного спорадического изучения фразеологии.

английский язык, глагольная фразеология, фразеологическая единица, фразеологическая компетенция
(pdf, 3.2MB )

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42. 
  2. Есенина Е.Ю. «Терминотворчество» в российском профессиональном образовании // Высш. образование в России. 2012. № 11. С. 89–93. 
  3. Коряковцева О.А., Плуженская Л.В., Тарханова И.Ю., Федорова П.С. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/met156.html (дата обращения: 08.07.2015). 
  4. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высш. образование в России. 2007. № 11. С. 39–46. 
  5. Козырева О.А. Профессиональная компетентность педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию // Европ. журн. соц. наук. 2015. Т. 1. С. 245–249. 
  6. Поличка А.Е., Исакова А.П. Особенности формирования компетенций безопасного существования личности у студентов профессиональной образовательной организации // Европ. журн. соц. наук. 2015. Т. 2. С. 145–149. 
  7. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и доп. образования. 2007. № 1. С. 3–12. 
  8. Аргунова П.Г. Формирование ключевых компетенций в образовании. URL: http://na-journal.ru/4-2013- gumanitarnye-nauki/374-formirovanie-kljuchevyh-kompetencij-v-obrazovanii?format=pdf (дата обращения: 29.07.2015). 
  9. Федуленкова Т.Н., Смирнова Ю.И. Из опыта ступенчатой организации курсовых работ по интегративному спецкурсу «управление качеством + английский язык» // Соврем. проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-20232 (дата обращения: 08.07.2015). 
  10. Марычева Е.П., Федуленкова Т.Н. Об основных составляющих компетенции преподавателя иностранного языка для специальных целей // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы докл. ежегод. междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2014. С. 55–56. 
  11. Головина Л.С. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования на различных уровнях усвоения знаний // Европ. журн. соц. наук. 2014. Т. 2, № 6(45). С. 126–131. 
  12. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. М.; Дубна, 1996. 
  13. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка: Опыт систематизированного описания. М., 1972. 
  14. Федуленкова Т.Н. Связи функционирования библейских фразеологизмов английского языка как признак системности // Фундам. исслед. 2014. № 12(3). С. 648–651. 
  15. Боброва Н.Е. Инновационные методы преподавания иностранных языков // Интеграция образования. 2013. № 4. С. 125. 
  16. Соколова M.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2001.