Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
7.011.3
ТЫЛИК Артем Юрьевич, аспирант кафедры философии культуры, культурологии и эстетики института философии Санкт-Петербургского государственного университета. Автор трех научных публикаций*
*Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5; e-mail: tylik-fh@yandex.ru
В статье на примере работ И. Поносова, художницы Кэнди Чанг, блогера под «ником» Monster
и ряда анонимных авторов рассматриваются диалоговые стратегии в современном уличном искусстве.
Диалогичность определяется как одна из распространенных стратегий уличного искусства, которое
иногда еще называют «пост-граффити». Предлагаются анализ и теоретическое осмысление подобного
рода явлений. Создавая в пространстве города диалоговые игры различного масштаба и содержания,
уличные художники, чьи произведения формально напоминают художественные акции ситуационистов
1950–60-х годов, разрывают монологичность доминирующих в городской среде дискурсов (рекламного
и политического), воссоздавая в ней режим свободного, неограниченного, активного семиозиса. Стремление к воссозданию в городской среде режима свободного семиозиса, основанного на сознательном
нарушении «речевых норм» (М. Бахтин), роднит современное уличное искусство с площадной культурой Средних веков. В статье выявляется критический потенциал современного уличного искусства,
нарушающего инвестируемый властью порядок символического, установленный в общественных пространствах. Раскрывается родство режима неограниченного, стихийного, активного семиозиса, воспроизводимого современным уличным искусством, с режимом функционирования публичных пространств
античного мира. Рассматривается эволюция феномена граффити от Античности до Нового времени.
Утверждается существенная трансформация статуса настенных надписей и рисунков (граффити) в западной культуре – от формы ежедневной коммуникации до преступления. Столь существенное изменение статуса граффити обусловлено прежде всего изменением режима функционирования общественных пространств – от свободного семиозиса (Античность) к жесткой регламентации (Новое время).
Этот процесс в свою очередь обусловлен той конфигурацией, которую принимает власть в постиндустриальную эпоху: править – значит контролировать не полки и роты, не средства производства,
но дискурсы, символические практики, а также те пространства, в которых эти дискурсы и практики
разворачиваются.
уличное искусство, граффити, пост-граффити, карнавал, массовые медиа
|