CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Семиотические идеи в истории античной философии. С. 82–90

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 3.2MB )

УДК

164.02:“652”+1(091)

Сведения об авторах

СКРИПНИК Константин Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, руководитель кафедры истории философии института философии и социально-политических наук Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Автор более 150 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий и 4 учебных пособий*
*Адрес: 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, д. 116; e-mail: skd53@mail.ru

Аннотация

Несмотря на широкое распространение семиотических исследований, семиотика до сих пор находится в поисках собственной идентичности. Исходя из того, что семиотические идеи появились гораздо раньше самой семиотики, в статье рассматривается возникновение семиотических идей в античной философии, в рамках которой авторами трактатов о знаках были такие известные философы, как Филон, Зенон, Феофраст и Филодем. В центре внимания находятся идеи Платона и Аристотеля, стоической и эпикурейской школ. Показано, что для Платона ключевым вопросом является возможность познания вещей через именование (означивание в широком смысле слова). Рассмотрение роли знаков у Аристотеля занимает промежуточное место между логикой и риторикой; знак у него играет инструментальную роль в процессе рассуждения и приобретения знания. Аристотель принимает функциональное определение знака, которое было поддержано и в стоической школе. Важной характеристикой знакового отношения у стоиков является его понимание как триады, включающей две материальные сущности и нечто ментальное, известное как λεϰτóν. Λεϰτóν выступает как антецедент кондиционала. Рассматривая знаковое отношение как отношение вывода, стоики подразделяют знаки на указывающие и напоминающие в зависимости от их роли в познании. Для эпикурейской школы знаки играют существенную роль в процессе перехода от очевидного и известного к неизвестному. Природа знака понимается как диадическая. Стоическая и эпикурейская интерпретации знака являются корнями двух моделей знака, принятых в современной семиотике. Автор статьи утверждает, что адекватная реконструкция истории семиотических идей возможна лишь в контексте истории традиционно философских проблем.

Ключевые слова

семиотика, знаковое отношение, именование, классификация знаков, Платон, Аристотель, стоики, эпикурейская школа

Список литературы

  1. Eco U. From the Tree to the Labyrinth. Cambridge, 2014. 
  2. Divination and Interpretation of Signs in the Ancient World / ed. by A. Annus. Chicago, 2010. 351 p. 
  3. Буше-Леклерк О. История гадания в античности: Греческая астрология, некромантия, орнитомантия. М., 2012. 424 с. 
  4. Тахо-Годи А.А. Примечания // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 835–842. 
  5. Manetti J. Signs of Antiquity/Antiquity of Signs // Versus. 1988. № 50–51. 
  6. Barnes J. Epicurean Signs // Oxford Studies in Ancient Philosophy / ed. by J. Annas. Oxford, 1988. P. 91–134. 
  7. Asmis E. Episurus’ Scientific Method. Ithaca, 1984. 
  8. Long A.A. Reply to Jonathan Barnes // Oxford Studies in Ancient Philosophy / ed. by J. Annas. Oxford, 1988. P. 135–144. 
  9. Philodemus: On Method of Inference: A Study in Ancient Empiricism / ed. by P.H. De Lacy, E.A. De Lacy. Philаdelphia, 1941. 200 p.