Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: История Скачать статью (pdf, 3.2MB )УДК9(47)08+639(571.51)Сведения об авторахГАЙДИН Сергей Тихонович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политологии юридического института Красноярского государственного аграрного университета. Автор 80 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, 10 учебных пособий**Адрес: 660049, г. Красноярск, просп. Мира, д. 90; e-mail: gaydinsergey@rambler.ru БУРМАКИНА Галина Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и экологии человека института международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета. Автор 35 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 4 учебных пособий** **Адрес: 660049, г. Красноярск, просп. Мира, д. 90; e-mail: burmakinagalina@rambler.ru АннотацияВ статье исследуются причины использования пароходов в низовьях Енисея, их влияние на становление рыбной промышленности и развитие охотничьего промысла, способы решения проблем, обусловленных применением паровых судов при эксплуатации ресурсов дикой природы. Хронологические рамки исследования охватывают досоветский период, начиная с 1863 года, когда рыбопромышленники начали использовать пароходы для промысловой деятельности. В исследовании использованы архивные материалы, работы специалистов, которые занимались изучением состояния рыбных ресурсов и рыбной промышленности, а также материалы Памятных книжек Енисейской губернии. Отмечается, что строительство пароходов в городе Енисейске в 60-е годы XIX века было обусловлено стремлением предпринимателей умножить прибыль за счет увеличения вылова рыбы в низовьях Енисея и сокращения времени ее доставки против течения реки. Использование пароходов, дававших их владельцам конкурентные преимущества, способствовало развитию частной инициативы и открытию Срочного казенного пароходства по Енисею, увеличению вылова рыбы и добычи пушнины, формированию в низовьях Енисея рыбной промышленности, основанной на рыночных отношениях. Применение пароходов подтолкнуло рыбопромышленников к внедрению эффективных средств лова, повышению качества засолки рыбы, созданию рефрижераторного флота. Рыбопромышленники ориентировались на получение прибыли, а губернская администрация, заинтересованная в увеличении налоговых поступлений от рыбной промышленности и охотничьего промысла, помогала им создавать условия для развития их предпринимательской деятельности. Государственные органы организовали поиск каменного угля для пароходов, обеспечили проводку судов через пороги, открыли школу по подготовке специалистов рыбного промысла, начали разработку правил использования рыболовных участков и регулирования охотничьего промысла. Такую совместную деятельность владельцев пароходов и государственных органов можно квалифицировать как эффективное частно-государственное партнерство в сфере использования ресурсов дикой природы Енисейского Севера.Ключевые словаЕнисейская губерния, Енисейский округ, Туруханский край, строительство пароходов, рыбная промышленность, охотничий промысел, скупка и продажа рыбы, скупка пушнины и мамонтовой кости.Список литературы
|