CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Репрезентация метафоры «паяцы» в одноименном рассказе М.Ю. Елизарова. С. 127–137.

Версия для печати

Рубрика: Филология

Скачать статью (pdf, 3.1MB )

УДК

821.161.1

Сведения об авторах

Сизых Оксана Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Автор 131 научной публикации, в т. ч. одной монографии, одного учебного пособия

Аннотация

В статье выявлены особенности репрезентации метафоры «паяцы» в одноименном рассказе современного прозаика М.Ю. Елизарова. Раскрыты ведущие в произведении мотивы шутовства/обмана, страсти/внутренней пустоты, отсылающие к знаменитой итальянской опере «Паяцы» (1892), стихотворениям «Кто создан из камня, кто создан из глины…» М.И. Цветаевой и «Кинокумир» А.Н. Вертинского. В ходе исследования доказано, что названные произведения сближает сюжетная ситуация. Произведенный анализ мотивов современного рассказа свидетельствует об усложнении традиционной семантики метафоры «паяцы» («шутовство»). Обращение М. Елизарова к приему аллюзии наделяет метафору культурно-философским содержанием. Установлено, что структура метафоры «паяцы» включает в себя такие семантические компоненты, как отдых, затейничество, внешний вид персонажей, рефлекторная страсть, праздность, отсылает к архетипу персоны. В рассказе М.Ю. Елизарова парадоксальным образом соединяются мотивы нескольких произведений, благодаря чему социально-нравственное противоречие проявляется с максимальной наглядностью в кодах одежды героев, описании подмостков, на которых проходят выступления персонажей, портретистике действующих лиц. Срываются «покровы» и «всяческие маски» с действительности, и одновременно происходит «облачение правды» в те «одежды», которые характерны для подлинной жизни. Обнаруженный парадокс кроется в подрыве Ю.М. Елизаровым нравственных норм общества, взамен которых он не предлагает новые условности. Игру с обнаружением правды жизни постмодернист переводит в буквальный план – любовную интригу («обнаженное телесное»). Таким образом, развращенное общество, изображенное в рассказе, знаменует собой не только распад человеческих связей, но и моральную пропасть, в которой оказалось человечество. Оппозиция – моральная смерть и смерть физическая – фокусируется на понимании Ю.М. Елизаровым сущности жизни как особой формы развития социума. Тематически детерминированный дискурс рассказа характеризуется набором метафорических языковых средств («Аполлон», «истукан», «глиняный кокон», «железный гамак»), авторское употребление которых определяется философско-этической проблематикой рассказа. Метаязыковая параллель мыслится как принцип существования постмодернистского текста.

Ключевые слова

современная русская литература, постмодернизм, метафора «паяцы», семантическая структура метафоры «паяцы», рассказ «Паяцы», М.Ю. Елизаров.

Список литературы

  1. Лапутина Т.В. Индивидуальная метафора в поэтическом тексте М. Цветаевой: дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 164 с. 
  2. Фролова Т.Г. Эволюция метафорического стиля на рубеже XX–XXI вв.: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2012. 201 с. 
  3. Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформация в поэтике: дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2012. 173 с. 
  4. Панишева Н.А. Поэтика пространства и времени в лирике Арсения Несмелова: дис. … канд. филол. наук. Киров, 2013. 159 с. 
  5. Латынина А.Н. Случай Елизарова // Новый мир. 2009. № 4. С. 165–173. URL: magazines.russ.ru/novyi_ mi/2009/4/la13.html (дата обращения: 07.09.2014). 
  6. Бондаренко В.Г. Мих. Елизаров – «В. Сорокин сегодня?..» URL: http://www.proza.ru/2011/11/17/463 (дата обращения: 07.09.2014). 
  7. Иванова Н.Б. Сомнительное удовольствие // Знамя. 2004. № 1. С. 177–187. 
  8. Немзер А.С. Забыть бы // Время новостей. 2008. 5 дек. 
  9. Садых-заде Г. Блеск театра и нищета жизни // Журн. любителей искусства. URL: www.classicmus.ru/ Pagliacci.html (дата обращения: 02.09.2014). 
  10. Уолкер Э. Горшечник и глина. URL: http://rcil.ru/2002/07/gorshechnik-i-glina/ (дата обращения: 12.03.2015). 
  11. Горелова О.А. Александр Вертинский и ироническая поэзия Серебряного века: дис. … канд. филол. наук. М., 2005. 187 с. 
  12. Юнг К. Человек и его символы. URL: www.koob.ru/jung/chelovek_i_ego_simvoli (дата обращения: 11.09.2014). 
  13. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/ 02.php (дата обращения: 11.09.2014).