CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Синтез «частного» и «исторического» в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». С. 112–119.

Версия для печати

Рубрика: Филология

Скачать статью (pdf, 3.1MB )

УДК

821.161.1.09:882(092)

Сведения об авторах

Матюшкина Екатерина Никитична, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Автор 12 научных публикаций, в т. ч. двух учебно-методических пособий

Аннотация

В данной статье рассмотрен синтез «частного» и «исторического» в последнем историческом романе Булата Окуджавы «Свидание с Бонапартом». История в этом романе дается с позиции «частного» человека, который испытывает на себе действие исторических обстоятельств. Время создания произведения в творчестве автора связано с переосмыслением прежних идеалов, своего времени, роли человека в истории. Проблематику произведения определяет соотношение настоящего и прошлого. В дневниках представлены события Отечественной войны 1812 года: пожар Москвы, партизанское движение, ополчение. Герои-интеллигенты Б. Окуджавы, которым свойственно романтическое мироощущение, несут личную ответственность за происходящее, стремятся к свободе. В последнем историческом романе, отражающем сложнейшие процессы эпохи, предельно заостряется вопрос о смысле и цене свободы, которая для «частного» человека всегда оказывается трагедией. Таким образом, роман «Свидание с Бонапартом» представляет собой сложное сочетание авантюрности, стремления автора к философским оценкам исторических событий, размышлений над противоречивостью своей эпохи с эмоциональным, поэтическим воссозданием прошлого. История изображена через призму личностного восприятия героев, которые против своей воли оказываются в центре исторических событий. Б. Окуджаве важно показать, как внешние обстоятельства влияют на мировоззрение каждого персонажа. Представляя наравне с мужским видением событий женский взгляд, он добивается объективности при изображении истории. Прошлое разыгрывается Б. Окуджавой как спектакль; театральность в данном случае дает возможность писателю продемонстрировать иронический подход к изображению персонажа. Главную цель предлагаемой работы составляет репрезентация историософских представлений писателя о бессилии «частного» человека перед исторической действительностью.

Ключевые слова

Булат Окуджава, исторический роман, «Свидание с Бонапартом», «частный» человек, герои-интеллигенты.

Список литературы

  1. Дарк О. Крушение космоса // Неприкосновенный запас. 1999. № 2(4). С. 58–60. 
  2. Постнов О. Свидание с Окуджавой // Литературная матрица: Советская Атлантида. СПб., 2013. С. 492–512. 
  3. Быков Д.Л. Булат Окуджава. М., 2009. 777 с. 
  4. Рассадин С. Архипелаг Булат // Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате / сост. Я. Гройсман, Г. Корнилова. Н. Новгород, 2004. С. 159–169. 
  5. Бойко С. Четыре свидания с Окуджавой // XX век и русская литература: Alba Regina Philologiae: сб. науч. ст. М., 2002. С. 202–222. 
  6. Пискунова С., Пискунов В. Трагическая пастораль // Нева. 1984. № 10. С. 161–166. 
  7. Латынина А. Да, исторические фантазии! (О романе Булата Окуджавы «Свидание с Бонапартом» и не только о нем) // Латынина А. Знаки времени. М., 1987. С. 295–302. 
  8. Белая Г. Булат Окуджава, время и мы // Окуджава Б. Избранные произведения: в 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 3–24.