CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

«Сталинский миф» в религиозном и парарелигиозном дискурсах. С. 87–95.

Версия для печати

Рубрика: Философия

Скачать статью (pdf, 3.1MB )

УДК

291.13+94(47)

Сведения об авторах

Прилуцкий Александр Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заведующий кафедрой философии и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург). Автор более 100 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий и 4 учебников

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей мифологической интерпретации образа И.В. Сталина в различных религиозно-ориентированных (религиозных и парарелигиозных) дискурсах. Автор анализирует специфику интерпретации образа И.В. Сталина в текстах церковных иерархов Русской православной церкви военного времени, современные апелляции к Сталину, делаемые представителями различных религиозных организаций. В статье рассматриваются проблема преемственности «сталинского» и «имперского» дореволюционного идеодискурсов, задействованные в них герменевтические модели и особенности интердискурсивности элементов. Охарактеризованы две основные современные модальности «сталинского мифа» – «богоизбранного вождя и выразителя идеи императорской власти» и «демонизированной причины отсутствия успехов и достижений современной церковной жизни». Первая модальность свойственна части маргинальных православных сообществ, вторая – некоторым протестантским деноминациям, считающим себя особо пострадавшими в период гонений. В этом случае апелляция к «сталинскому мифу» позволяет решать ряд апологетических задач: например, объяснять весьма скромные социальные успехи продолжающимся влиянием травматического шока сталинских репрессий. Таким образом, становится понятно, почему «сталинский миф» сегодня прочно укоренился в религиозных и парарелигиозных маргинальных дискурсах: через обращение к «сталинскому мифу» можно решать разные прагматические задачи – актуализировать и заново интерпретировать ностальгические имперские идеологемы, способствовать сплачиванию религиозных обществ, делать возможной социальную апологетику отдельных конфессий. Статья написана в рамках семиотического и герменевтического анализа. Для исследования «сталинского мифа» использованы методы контент-анализа текстов мифологического нарратива, концепции идеодискурса и интердискурсивности.

Ключевые слова

«сталинский миф», имперский дискурс, сакрализация власти, современная мифология, модальность.

Список литературы

  1. Прилуцкий А.М. Структура религиозного дискурса: от мифологии к теологии // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Соц. науки. 2007. № 2(7). С. 163–169. 
  2. Прилукова Е.Г. Сакральность как атрибут бытия власти // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 2. C. 35–38. 
  3. Римский В.Л. Мифы о Сталине и культе личности в сознании российских граждан и элиты // Обществ. на- уки и современность. 2011. № 1. C. 97–105. 
  4. Маклаков В.А. Вторая Государственная Дума. Воспоминания современника. 20 февраля – 2 июня 1907. М., 2006. 335 с. 
  5. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. М., 1992. 492 с. 
  6. Колоницкий Б. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. М., 2010. 664 с. 
  7. Илющенко Р. Первый тост – за Державного Вождя // Воен.-пром. курьер. 2015. № 26(592). URL: http://vpknews.ru/articles/26095 (дата обращения: 23.01.2016). 
  8. Rowley D. Imperial versus National Discourse: The Case of Russia // Nations and Nationalism. 2000. Vol. 6, № 1. P. 23–42. 
  9. Дегтярев А.К. Гражданский национализм в российском обществе: имперский дискурс // Гос. и муницип. упр. Уч. зап. СКАГС. 2014. № 3. С. 167–172. 
  10. Полежаев П.Л. Значение сакральности власти в современной России // Вестн. Вост.-Сиб. открыт. акад. 2013. № 11(11). С. 11–17. 
  11. Найда О.А. Идеология советского патриотизма: вектор изменений в годы Великой Отечественной войны // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. 2015. Т. 20, № 2(155). C. 37–40. 
  12. Барышников П.Н. Миф и метафора: лингвофилософский подход. СПб., 2010. 216 с. 
  13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2008. 256 с. 
  14. Арнаутов Н.Б. Мифология «Краткого курса истории ВКП(б)»: историографический аспект // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. 2009. Т. 8. Вып. 1. История. С. 165–168. 
  15. Щербинина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. Полит. исслед. 1997. № 5. С. 127–139. 
  16. Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм/религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестн. Православ. Св.-Тихон. гуманит. ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. 2015. № 1(57). С. 87–97. 
  17. Дорохин П. Сталин и Церковь глазами современников: патриархов, святых, священников. М., 2012. 269 с. 
  18. Ипатьев К.Ф. Ритуальное убийство И.В. Сталина. URL: http://mayoripatiev.ru/1303802857 (дата обращения: 23.01.2016). 
  19. Крылов П.В. Обретение исторического слуха: парадигмы изучения неофициальной памяти // Нов. лит. обозрение. 2005. № 74. C. 446–453.