Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 о журнале |
Рубрика: Философия Скачать статью (pdf, 3.1MB )УДК141.333Сведения об авторахЗадворнов Андрей Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Набережночелнинского института – филиала Казанского (Приволжского) федерального университета. Автор 72 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, одного учебного пособияАннотацияВ статье предложен подход к происхождению общественного сознания, разработанный на основе синтеза философской антропологии, палеоантропологии и палеогенетики. Основой для синтеза явилась концепция индивидуализации Б.Ф. Поршнева, скорректированная с учетом современных научных данных. В работе постулируется тезис о социально-коммуникативной природе происхождения общественного сознания. Оно рождалось на основе предсловесного и словесного сопротивления неоантропов палеоантропам-каннибалам. Общественное сознание есть следствие не столько естественного, сколько искусственного отбора, осуществляемого палеоантропами. Критерием отбора становилась большелобость, поскольку люди с более развитыми лобными долями головного мозга отличались способностью регулировать свои страсти и быть более покорными. Однако большелобость приводила и к развитию речевых центров, что позволило неоантропам сформировать социальные по своей природе группы и восстать против палеоантропов. В процессе длительного противостояния палеоантропов и неоантропов мышление сапиенсов постепенно переходило от коллективных форм (стадное сознание) к индивидуальным. После исчезновения угрозы со стороны палеоантропов, а также в связи с переходом к производящему хозяйству индивидуализация сапиенсов привела к борьбе со стадным мышлением (контрконтрсуггестия) и к оформлению общественного сознания. Показано, что механизм зарождения общественного сознания создавался в процессе дивергенции палеоантропов и неоантропов. Движущей силой этого механизма последовательно выступали интердикция, суггестия, контрсуггестия и контрконтрсуггестия. Историческое предназначение контрконтрсуггестии состояло в создании индивидуализированными социальными субъектами идейных программ (религиозных, политических и т. д.) и запуске механизма борьбы между этими программами. Результатом этой борьбы стало оформление общественного сознания во всей совокупности его проявлений.Ключевые словапалеоантропы, неоантропы, зарождение общественного сознания, интердикция, суггестия, контрсуггестия, коллективное мышление, индивидуализация сапиенсов.Список литературы
|