CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Изучение традиционной религиозной культуры в российской провинции на рубеже ХХ–ХХI веков как ответ на вызовы глобализации. С. 53–61.

Версия для печати

Рубрика: История

Скачать статью (pdf, 3.1MB )

УДК

93/99:2:37.01

Сведения об авторах

Пигорева Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова. Автор 67 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 15 учебных пособий

Аннотация

В статье рассматривается влияние глобализационных процессов на образовательное пространство российской провинции в аспекте преподавания традиционной религиозной культуры. Анализируются факторы, детерминировавшие обращение провинциальных российских регионов к изучению в системе общего образования истории и культуры православия как традиционной и самой массовой религии жителей данных территорий. Изучены последствия проводимой в 1990-е годы государственной политики в сфере образования, в частности упразднения воспитания в школе, ее деидеологизации и деполитизации, и отражение этих изменений на школьном образовании. На примере провинций Центральной России (Брянской, Костромской, Курской, Смоленской и других областей) показаны пути организации изучения традиционной религиозной культуры на рубеже ХХ–ХХI веков в системе общего образования, в т. ч. разработка региональной нормативной правовой базы, организация форм и методов преподавания и др. На основе обширного фактического материала проиллюстрировано расширение практики изучения в российских школах православной культуры. Обоснованы региональные подходы к построению школьного образования, направленные на воссоздание национально-культурного компонента и культурно-исторических традиций и выступающие против негативных последствий глобализации. Существенное внимание в статье уделено анализу развившихся вокруг преподавания учебных курсов православной культуры дискуссий. Автор рассматривает становление в отечественном образовании инновационной дисциплины – комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что расширение практики изучения в российских провинциях традиционной религиозной культуры на рубеже ХХ–ХХI веков явилось попыткой ответить на серьезный вызов современности – вызов глобализации, безотчетное следование которой грозило смешением культур, потерей национальной идентичности, ослаблением воспитательного влияния системы образования на школьников. Таким образом, региональная практика стала платформой, которая помогла признать в конце первого десятилетия ХХI века изучение традиционных религий значимой составляющей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова

государственная политика в сфере образования, система общего образования, глобализационные процессы, православная культура, традиционные религиозные ценности.

Список литературы

  1. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире // История России: теоретические проблемы. М., 2002. Вып. 1. С. 222–239. 
  2. Россия в глобализующемся мире: сб. науч. ст. / отв. ред., сост. Ф.Х. Соколова. Архангельск, 2006. 320 с. 
  3. Николаева Е.М. Нелинейная (синергетическая) модель образовательного процесса // Синергетическая па- радигма. Социальная синергетика / отв. ред. В.В. Василькова. М., 2009. С. 510–516. 
  4. Бондаренко Д.М. Мир-системный и цивилизационный подходы: противоположность или взаимодействие // История и синергетика: методология исследования / отв. ред. С.Ю. Малков, А.В. Коротаев. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. С. 7–16. 
  5. Чистохвалов В.Н. Формирование и реализация интеграционных образовательных процессов в Российской Федерации и в Европейском Союзе в 1991–2005 годах: сравнительный анализ, опыт, проблемы и перспективы: дис. … д-ра ист. наук. М., 2010. 351 с. 
  6. Голдин В.Н. Геополитика и формирование научно-образовательного пространства Арктики // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2014. № 6. С. 183–191. 
  7. Емельянова А.С., Соколова Ф.Х. Высшее образование в России в контексте глобализационных и интегра- ционных процессов в отечественных исследованиях // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2015. № 1. С. 15–26. 
  8. Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Ч. II. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь провинции / отв. ред. В.Р. Веселов. Кострома, 1994. 170 с. 
  9. Карнишина Н.Г. Столица и провинция в России: управление, контроль, информационная среда (середина 50-х – 80-е гг. ХIХ в.): дис. … д-ра ист. наук. М., 2001. 538 с. 
  10. Инюшин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. Пенза, 2004. 440 с. 
  11. Отставнова И.В. Пространство российской провинции: «Жизнесмыслы»: дис. … канд. культурологии. Саранск, 2006. 150 с. 
  12. Данилов А.А., Меметов B.C. Интеллигенция провинции в истории и культуре России. Иваново, 1997. 175 с. 
  13. Пигорева О.В., Ильина З.Д. Формирование нового образовательного пространства и религиозный вопрос в пе- риод «перестройки» // Науч. вед. Белгор. гос. ун-та. Сер.: История. Политология. 2013. Т. 27, № 15(158). С. 140–146. 
  14. Андрицова М.Ю. Возвращение к истокам – обновление смоленской школы (Выступление на 1-м Народном соборе жителей Смоленской области) // Смол. епарх. вед. 2001. № 1. С. 42–43. 
  15. Соболева Т. Крест воспитания понесут вместе // Белгор. правда. 2006. 26 авг.