Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
Рубрика: История УДК93/99:2:37.01Сведения об авторахПигорева Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И.И. Иванова. Автор 67 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, 15 учебных пособийАннотацияВ статье рассматривается влияние глобализационных процессов на образовательное пространство российской провинции в аспекте преподавания традиционной религиозной культуры. Анализируются факторы, детерминировавшие обращение провинциальных российских регионов к изучению в системе общего образования истории и культуры православия как традиционной и самой массовой религии жителей данных территорий. Изучены последствия проводимой в 1990-е годы государственной политики в сфере образования, в частности упразднения воспитания в школе, ее деидеологизации и деполитизации, и отражение этих изменений на школьном образовании. На примере провинций Центральной России (Брянской, Костромской, Курской, Смоленской и других областей) показаны пути организации изучения традиционной религиозной культуры на рубеже ХХ–ХХI веков в системе общего образования, в т. ч. разработка региональной нормативной правовой базы, организация форм и методов преподавания и др. На основе обширного фактического материала проиллюстрировано расширение практики изучения в российских школах православной культуры. Обоснованы региональные подходы к построению школьного образования, направленные на воссоздание национально-культурного компонента и культурно-исторических традиций и выступающие против негативных последствий глобализации. Существенное внимание в статье уделено анализу развившихся вокруг преподавания учебных курсов православной культуры дискуссий. Автор рассматривает становление в отечественном образовании инновационной дисциплины – комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что расширение практики изучения в российских провинциях традиционной религиозной культуры на рубеже ХХ–ХХI веков явилось попыткой ответить на серьезный вызов современности – вызов глобализации, безотчетное следование которой грозило смешением культур, потерей национальной идентичности, ослаблением воспитательного влияния системы образования на школьников. Таким образом, региональная практика стала платформой, которая помогла признать в конце первого десятилетия ХХI века изучение традиционных религий значимой составляющей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Ключевые словагосударственная политика в сфере образования, система общего образования, глобализационные процессы, православная культура, традиционные религиозные ценности.Список литературы
|