CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Элементы мифологизма в произведениях М. Пришвина и Е. Замятина о Русском Севере. С. 126–134.

Версия для печати

: Филология

821.161.1(092)+821.161.1(092)

Поспелова Ольга Владимировна, аспирант кафедры литературы института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации

В статье анализируются элементы мифологизма в произведениях М. Пришвина и Е. Замятина – создателей Северного текста русской литературы. Автор статьи обращается к очерковым произведениям М. Пришвина «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), а также к повести Е. Замятина «Север» (1918), рассказам «Кряжи» (1915), «Африка» (1916), «Ёла» (1928). Художественная структура рассматриваемых произведений во многом уподобляется мифологической структуре, что происходит благодаря трансформации линейного времени в циклическое, особой синкретичности художественного пространства, появлению элементов фантастического и чудесного, мифологическому принципу создания образов персонажей, наличию в тексте данных произведений мифологических мотивов и мифологем. Анализ мифопоэтических элементов позволяет сделать вывод о том, что их использование в художественной ткани произведений гармонично сочетается с философской идеей всеединства, которая была близка Пришвину. Мифотворчество М. Пришвина – это особый способ освоения и познания мира, тогда как Е. Замятин реконструирует мифологическое сознание, его мифологизм – это в большей степени художественный прием, который позволяет реализовать идею синтетизма, разработанную писателем в его теоретических трудах. Мифопоэтическая модель художественного мира Замятина основана на метафоризации, мифологическом хронотопе, особой структуре субъективно-авторской организации. Мифопоэтические элементы могут проявляться на различных уровнях структуры текста рассмотренных произведений: в сюжетно-композиционной организации, в пространственно-временном плане, а также на уровне авторского присутствия или образной системы. Мифопоэтический характер многих элементов художественного мира как Пришвина, так и Замятина рассматривается в данной статье как некий интегрирующий фактор, потому как именно мифологичность во многом способствует созданию единой художественной системы в творчестве этих писателей. Произведения Пришвина и Замятина впервые сопоставляются в рамках изучения Северного текста русской литературы как локального сверхтекста.

мифологизм, мифологическая структура, онтологизация имени, закон метаморфоз, синкретичность пространства, всеединство, идея синтетизма.
(pdf, 3MB )

  1. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии: пер. с англ. М., 1996. 
  2. Соколова Ю.В. Образные поля в повести Е.И. Замятина «Север» // Рус. яз. в школе. 2012. № 1. С. 56–57. 
  3. Лосев И.А. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопр. философии. 1992. № 7. С. 67. 
  4. Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. М., 2008.