CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Жизнь и творчество глухонемого художникагравера Н.И. Ивашенцова. С. 42–46.

Версия для печати

: История

929.733

Маньков Сергей Александрович, соискатель кафедры истории и политологии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, заместитель директора Историко-литературного музея города Пушкина. Автор 56 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

В статье приводятся биографические сведения и исследуется творческий путь глухонемого русского художника-гравера Н.И. Ивашенцова (1803–1864). Жизнь и творчество этого почти забытого мастера являются уникальным примером социальной и профессиональной адаптации инвалида в Российской империи в 1-й половине XIX века. Замечательный отечественный художник Николай Иванович Ивашенцов был известен российской и зарубежной общественности как иллюстратор поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», романа Д. Дэфо «Робинзон Крузо», многих других произведений классиков отечественной и зарубежной художественной литературы и как автор целого ряда портретов известных деятелей российской культуры. Однако достоин удивления тот факт, что художник-инвалид был принят на службу в российское военное ведомство, в чертежную генерал-инспектора по инженерной части. Творческий путь даровитого иллюстратора раскрыт в статье с точки зрения его профессиональной самореализации в условиях сложного социального положения инвалидов в Российской империи XIX столетия. Работа основана на архивных документах и иных первоисточниках середины XIX века, носит исследовательско-биографический характер и проливает свет на ранее неизвестные и малоизученные страницы истории старинного литовско-русского дворянского рода Ивашенцовых. Автор также предпринимает попытку исправить многочисленные ошибки, присутствующие в отечественной исторической литературе относительно биографии и творческого пути Николая Ивановича Ивашенцова.

Николай Иванович Ивашенцов, глухонемые художники, российская гравюра, российское искусство XIX века.
(pdf, 3MB )

  1. Сборник Русского исторического общества. Т. 98. Материалы и черты к биографии Императора Николая I и к истории его царствования / под ред. Н.Ф. Дубровина. СПб., 1896. 
  2. Великанова С.И. Новые факты творческой биографии К.К. Гампельмана // Русская графика XVIII – первой половины XIX века: Новые материалы. Л., 1984. С. 126–145. 
  3. Тевяшов Е. Описание нескольких гравюр и литографий. СПб., 1903. 
  4. Бодрова Л.Н., Евстигнеева А.Л. «Пример любви и верности святой...»: О судьбе М.М. Тучковой, жены героя Отечественной войны 1812, погибшего под Бородино, А.А. Тучкова // Наше наследие. 2012. № 103. С. 66–71. 
  5. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Екатеринбург, 2008. 
  6. Островский Г. Неизвестные иллюстрации к «Мертвым душам» // Панорама искусств. Вып. 1. 1977–1978. М., 1978. С. 232–234.