CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Лексико-семантическое поле как способ репрезентации языковой картины мира писателя. С. 125–130.

Версия для печати

: Филология

81

Кочнова Ксения Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и культуры Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. Автор 47 научных публикаций, в т. ч. 9 учебных пособий

Статья посвящена проблемам исследования языковой картины мира писателя, его идиолекта с помощью полевой методики. Изучение индивидуально-художественной речевой системы ведется через построение лексико-семантических полей (ЛСП) и других лексических групп. Анализ языка писателя проводится не выборочно, когда анализируется особенное, специфичное, а в полном объеме. При таком подходе в соответствии с мировоззрением писателя происходит организация и упорядочивание фактов общенародного языка и индивидуально-специфических элементов; дается полное представление об индивидуальной языковой системе писателя, лежащей в основе его языковой картины мира. Полевая методика позволяет описывать целостный и структурированный фрагмент языковой картины мира. Структурирование и анализ авторского ЛСП показывают, как эксплицированы важнейшие категории, понятия в индивидуальной языковой системе писателя, высвечивают их специфику в его художественном мировоззрении. От общенародного языка авторские ЛСП отличаются составом и структурой, что обусловлено влиянием специфичности мировосприятия художника слова. В основу анализа лексико-семантической системы положены характеристика деривационной, парадигматической и синтагматической частей полей, установление внутриструктурных и внешних связей, моделирование поля в целом. Все микросистемы неодинаковы по объему и значимости: одни несут на себе основную смысловую нагрузку, другие намечают внешние связи, организуют межполевые отношения. Важен анализ и межполевых связей. Каждое ЛСП входит в состав более крупного объединения, вступает в сложные взаимоотношения с другими полевыми структурами, смыкание которых равнозначно встрече «параллельных миров». При исследовании языковой картины мира писателя наибольший интерес представляют семы неосновные, или потенциальные, окказиональные, личностные, неактуализированные, эмосемы. С их помощью создается неповторимая картина мира личности.

языковая картина мира писателя, художественно-речевая система, полевая методика, лексико-семантическое поле.
(pdf, 2.9MB )

  1. Будагов Р.А. Писатели о языке и язык писателей. М., 1984. 280 с. 
  2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 
  3. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л.,1974. 
  4. Григорьев В.П. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. М., 1979. 343 с. 
  5. Комлев Н.Г. Слово, денотация и картина мира // Вопр. философии. 1981. № 11. С. 25–38. 
  6. Новикова Н.С. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира // Филол. науки. 2000. № 1. С. 40–49. 
  7. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. Л., 1986. 177 с.
  8. Полевые структуры в системе языка. Воронеж, 1989.
  9. Анциферова Г.М. К типологии семантических полей // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та. 1976. Т. 37. С. 3–17. 
  10. Кацнельсон С.Д. Содержание слова и обозначение. Л., 1965. 
  11. Черемисина Н.В. Семантика возможных миров и лексико-семантические законы // Филол. науки. 1992. № 2. С. 111–117. 
  12. Кочнова К.А. Лексико-семантическое поле «Природное время» в языковой картине мира А.П. Чехова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2005. 22 с. 
  13. Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя // Гуманит. науч. исслед. 2014. № 11(39). С. 51–54. 
  14. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2015. № 3-1(45). С. 115–117.