Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
348.71
Верещагин Илья Фёдорович, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций, в т. ч. двух учебных пособий
Государственно-конфессиональная политика в Российской Федерации определяется федеральным центром. В федеральном законодательстве положения данной политики зафиксированы прежде всего в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В них четко утверждается светский характер государственности в России. Помимо этого формально прописано отделение всех религиозных объединений от государства и их равенство. Конституция гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, равенство всех граждан вне зависимости от их отношений к религии. Федеральный закон более подробно прописывает отношения государства и конфессий. В нем подтверждаются конституционные принципы и регламентируется деятельность религиозных объединений. Вместе с тем в Российской Федерации не выработана концепция государственно-конфессиональной политики. Большинство исследователей и экспертов указывает на этот факт как на недостаток. Реальные отношения государственных органов и отдельных религиозных объединений довольно часто не соответствуют положениям законодательства, это может вызывать определенную напряженность в обществе. Федеральному законодательству соответствует региональное законодательство. На уровне субъектов федерации также отсутствует концепция государственно-конфессиональной политики. В данной статье приведен анализ основных законов (конституции и уставы) субъектов федерации с точки зрения обращения к государственно-конфессиональной тематике. В качестве примера взято законодательство Архангельской области. Автор показывает, что на уровне регионов в законах либо дублируются статьи Конституции Российской Федерации, либо данная сфера не регулируется вообще. Данный факт объясняется отсутствием самостоятельной политики в области государственно-конфессиональных отношений. При этом автор считает, что регионы должны принять соответствующие законы.
государство и конфессии, государственно-конфессиональная политика, законодательство субъектов РФ, Архангельская область.
|