CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Региональное законодательство о государственно-конфессиональной политике (на примере Архангельской области). С. 48–58.

Версия для печати

: Философия

348.71

Верещагин Илья Фёдорович, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 25 научных публикаций, в т. ч. двух учебных пособий

Государственно-конфессиональная политика в Российской Федерации определяется федеральным центром. В федеральном законодательстве положения данной политики зафиксированы прежде всего в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В них четко утверждается светский характер государственности в России. Помимо этого формально прописано отделение всех религиозных объединений от государства и их равенство. Конституция гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, равенство всех граждан вне зависимости от их отношений к религии. Федеральный закон более подробно прописывает отношения государства и конфессий. В нем подтверждаются конституционные принципы и регламентируется деятельность религиозных объединений. Вместе с тем в Российской Федерации не выработана концепция государственно-конфессиональной политики. Большинство исследователей и экспертов указывает на этот факт как на недостаток. Реальные отношения государственных органов и отдельных религиозных объединений довольно часто не соответствуют положениям законодательства, это может вызывать определенную напряженность в обществе. Федеральному законодательству соответствует региональное законодательство. На уровне субъектов федерации также отсутствует концепция государственно-конфессиональной политики. В данной статье приведен анализ основных законов (конституции и уставы) субъектов федерации с точки зрения обращения к государственно-конфессиональной тематике. В качестве примера взято законодательство Архангельской области. Автор показывает, что на уровне регионов в законах либо дублируются статьи Конституции Российской Федерации, либо данная сфера не регулируется вообще. Данный факт объясняется отсутствием самостоятельной политики в области государственно-конфессиональных отношений. При этом автор считает, что регионы должны принять соответствующие законы.

государство и конфессии, государственно-конфессиональная политика, законодательство субъектов РФ, Архангельская область.
(pdf, 3MB )

  1. Мчедлов М.П. Особенности религиозности в изменяющейся России // Свобода совести – важное условие гражданского мира и межнационального согласия: материалы юбил. междунар. конф. М., 2003. С. 103–117. 
  2. Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 2012. 248 с. 
  3. Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии // Социол. исслед. 2007. № 2. С. 3–14. 
  4. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. 2-е изд., доп. М., 2013. 528 с. 
  5. Шутова О.С. Структурная модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: дис. ... канд. филос. наук. М., 2004. 244 c. 
  6. Гончарук А.А. Государственно-конфессиональные отношения в современной России (на примере Нижегородской области): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2012. 30 с. 
  7. Гостюхин А.В. Взаимоотношение государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества (на современном этапе): автореф. дис. … канд. полит. наук. Чита, 2006. 24 с. 
  8. Исаев А.В. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук. Орёл, 2011. 26 с. 
  9. Мерзляков И.Л. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе: автореф. дис. … канд. полит. наук. Саратов, 2008. 24 с. 
  10. Цыкалов Д.А. Приоритеты правовой политики России в сфере государственно-конфессиональных отношений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2008. 24 с. 
  11. Гудим-Левкович Г.Е. Религиозная ситуация и конфессиональная политика на Русском Севере (на примере Архангельской области) // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: сб. ст. / под общ. ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003. С. 205–220. 
  12. Лукин Ю.Ф. Архангельская область в конце XX века: религиозность, конфессии // Религиозная жизнь Архангельского Севера: история и современность. Архангельск, 1997. С. 35–48 
  13. Сибирцева Ю.А. Современная религиозная ситуация в Архангельской области // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 2. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России. Архангельск, 2006. С. 431–446. 
  14. Шаляпин С.О. Правовое регулирование деятельности конфессий: федеральный и региональный опыт // Экология северных территорий России. Проблемы, прогноз ситуации, пути развития, решения. Архангельск, 2002. Т. 2. С. 903–908. 
  15. Смирнова А. Тоталитарным сектам готовят «законодательный барьер». URL: http://www.dvinainform.ru/actual/2006/06/20/44506.shtml (дата обращения: 09.08.2015). 
  16. Со А.А. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России (на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа): автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2010. 24 c.