CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Проблемы учительства и подготовки педагогических кадров в письменном наследии Н.К. Крупской (конец ХIХ века – октябрь 1917 года). С. 28–37.

Версия для печати

: История

378’18

Силин Андрей Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 61 научной публикации, в т. ч. двух монографий и одной книги (в соавт.)

В статье на основании опубликованных работ Н.К. Крупской с привлечением материалов центральных и региональных архивов, а также информации из периодической печати автор рассматривает отражение проблемы учительства и подготовки педагогических кадров в письменном наследии видного деятеля партии большевиков. В методологическом ключе в статье используются психологическая теория установки и идея нарративного мышления. Особое внимание уделяется вопросам организационного объединения дореволюционного учительства во Всероссийский учительский союз, отношения учителей к партии большевиков, подготовки педагогов в учительских семинариях, школьной муниципальной программы РСДРП(б), пропагандистской деятельности Н.К. Крупской в педагогической среде. Раскрыто влияние, которое оказывали на формирование подходов Н.К. Крупской к решению проблем учительства и подготовки педагогических кадров прочитанные ею книги, статьи из либеральной периодики, взаимоотношения с особо значимыми для нее людьми. Автор обращает внимание на взаимовлияние Н.К. Крупской и В.И. Ленина при выработке политики большевиков по отношению к педагогической интеллигенции и к властным структурам дореволюционной России в сфере образования. Автор делает вывод о том, что в письменном наследии Н.К. Крупской рассмотрение конкретных проблем учительства и педагогического образования страдало от влияния идеологии, упора на «жизненность» в ущерб «истинности».

Н.К. Крупская, теория установки, нарративное мышление, учительство, подготовка педагогических кадров, Всероссийский учительский союз, партия большевиков, Министерство народного просвещения, органы местного самоуправления.
(pdf, 3MB )

  1. Руднева Е.И. Выдающийся советский педагог Н.К. Крупская (Педагогические взгляды и деятельность до 1917 г.). М., 1956. 26 с. 
  2. Красовицкая Т.Ю. Идеи Н.К. Крупской и их роль в истории большевистского эксперимента // Нов. ист. вестн. 2002. № 1. С. 4–29. 
  3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения начала двадцатого века. 2-е изд. М., 1998. 112 c. 
  4. Грейг О.И. Красная фурия, или Как Надежда Крупская отомстила обидчикам. М., 2008. 382 с. 
  5. Богуславский М. Надежда Крупская: Создатель образовательной системы Советской России // Лидеры об- разования. 2003. № 2. С. 8–10. 
  6. Короленко В.Г. История моего современника // Короленко В.Г. Собр. соч.: в 5 т. М., 1990. Т. 4. 656 c. 
  7. Панина Н.В. Роль съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в под- готовке квалифицированных кадров // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2014. № 5. С. 16–22. 
  8. Королёв Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920. М., 1958. 551 с. 
  9. Ленин В.И. Возрастающее несоответствие. Заметки публициста // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М., 1968. Т. 22. С. 370–388. 
  10. Кржижановская З.П. Простой и величественный образ // Воспоминания о Н.К. Крупской. М., 1966. С. 9–15. 
  11. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003. 544 с. 
  12. Ленин В.И. Гонители земства и Аннибалы либерализма // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М., 1968. Т. 5. С. 388–390. 
  13. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль–октябрь 1917 г.). М., 1988. 350 с. 
  14. Пранишвили А.С. Проблема установки на современном уровне разработанности грузинской психологи- ческой школой // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. С. 10–26. 
  15. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: в 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 39–45. 
  16. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001. 416 с. 
  17. Афанасьева А.И. Привлечение дореволюционной интеллигенции Карелии на сторону Советской власти (1918–1920) // Вопр. истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1982. С. 49–60. 
  18. Р.Г. Из жизни средней школы // Вестн. воспитания. 1917. № 8–9. С. 42–43. 
  19. Бендриков К. Вопросы народного образования при Временном правительстве // Народное просвещение. 1927. № 6. С. 104–111. 
  20. Блонский П.П. Аксиомы педагогического дилетантства (Против течения) // Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. С. 145–160. 
  21. Смирнов Н.Н. На переломе: российское учительство накануне и в дни революции 1917 г. СПб., 1994. 410 с. 
  22. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 55 т. 2-е изд. М., 1955. Т. 2. С. 102–148.