CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Интегративный подход в содержании экологической подготовки будущих учителей. С. 148–155.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

378.016:33

Шутова Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования Тюменского государственного университета (филиал в г. Ишиме). Автор 45 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и 4 учебных пособий

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты реализации принципа интеграции в содержании экологической подготовки студентов педагогического вуза. Интеграция в данном контексте представлена как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности, способствующий целостному восприятию окружающего мира и направленный на формирование такого интегративного качества личности, как экологическая культура. В статье обосновывается тезис о том, что в современном экологическом образовании студентов интеграция должна проявляться не только в установлении всесторонних связей между экологическими понятиями и элементами знаний изучаемых дисциплин (междисциплинарности), но и в разработке концептуальных подходов к организации учебного процесса, основанных на использовании новых исследовательских стратегий, развивающих холистическое миропонимание. В качестве такой стратегии экологического образования предлагается трансдисциплинарный подход, где трансдисциплинарность рассматривается как единство знания за пределами конкретных дисциплин. Реализация данного подхода в учебном процессе позволит установить связь между естественными, гуманитарными и социальными науками, а также искусством, литературой, поэзией и иными сферами духовного опыта человечества, т. е. соединить по принципу дополнительности то, что традиционно рассматривалось как противоположное. Исследование процессуальной стороны интеграции позволило выявить ее основания, факторы, условия, механизмы и функции, исследование результативной стороны – степень интеграции содержания учебного материала во внутрипредметном, внутрицикловом и межцикловом пространстве и глубину взаимодействия интегрируемых знаний на эмпирическом, теоретическом, методологическом уровнях. В статье предложены этапы практической реализации идей интеграции в экологической подготовке студентов. Материалы статьи могут быть использованы при экологической подготовке специалистов разных профилей.

интеграция, экологическое образование, экологическая культура, содержание образования, междисциплинарность, трансдисциплинарность, системно-синергетический подход, интегративно-гуманитарный подход.
(pdf, 2.9MB )

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д., 1995. 158 с. 
  2. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 1999. 388 с. 
  3. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2011. № 10. С. 193–201. 
  4. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Основы теории сложных систем. М.; Ижевск, 2007. 620 с. 
  5. Буданов В.Г. Синергетические стратегии образования. URL: http://www.spkurdyumov.ru (дата обращения: 23.04.2014). 
  6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М., 2001. 
  7. Шутова И.П. Формирование экологической культуры будущих учителей: теория и практика: моногр. Ишим, 2010. 160 с.