CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

О возможности применения OLAP-технологий для построения и формирования модели компетентности. С. 140–147.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

378.147:004.942

Овсяницкая Лариса Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики и математики Уральского социально-экономического института (филиала) Академии труда и социальных отношений (г. Челябинск). Автор более 50 научных публикаций, в т. ч. трех монографий (две в соавт.), 7 учебных пособий

В настоящее время обязательной частью исследований свойств и закономерностей материальных объектов или процессов является моделирование. В статье рассмотрены наиболее часто используемые виды педагогического моделирования, обоснована актуальность построения идеальной модели компетентности студента или специалиста, которая может являться образцом для сравнения реальных и желаемых показателей учения и других характеристик обучаемого. Проведен критический анализ существующих словесных и графических способов описания моделей, дающих представление о составе компетентности, но не способных отразить множество связей между ее компонентами в разные промежутки времени и на разных этапах обучения. Проведена аналогия с кубом фундаментальных физических теорий Зельманова, демонстрирующим единство разнородных фундаментальных величин и доказывающим неполноту, ограниченность и некорректное отражение реальной действительности при описании предмета исследования в случае выпадения какого-либо измерения. По итогам исследования автор делает вывод о том, что попытка оценить любой параметр учения или личностную характеристику обучаемого изолированно от других параметров приводит к потере общей картины понятия. Обоснована необходимость перехода к многомерным представлениям модели компетентности, позволяющим отображать в единстве компоненты и связи между ними, базисные знания, а также степени влияния составляющих компонентов друг на друга. Для построения модели компетентности предложено использование широко применяемых в сфере экономики и финансов OLAP-технологий, позволяющих оценить одновременно и во взаимосвязи друг с другом разнородные показатели. Указано, что в настоящий момент разработано большое количество доступных программных приложений для реализации OLAP-технологий. Рассмотрен пример построения модели информационной компетентности специалиста здравоохранения с использованием OLAP-технологий.

педагогическое моделирование, модель компетентности, OLAP-технологии, OLAP-куб.
(pdf, 3.4MB )

  1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность // Педагоги- ка. 2003. № 4. С. 21–26. 
  2. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. № 366. С. 139–143. 
  3. Пермяков О.Е. Методологические основы формирования иерархической классификации модели социально-профессиональной компетентности // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 73–80. 
  4. Чусавитин М.О. Разработка модели компетентности будущих учителей информатики и ИКТ в области обеспечения информационной безопасности // Фундам. исслед. 2013. № 10–13. С. 2991–2995. 
  5. Маторина О.П., Коняхина И.В. Модель преподавателя вуза культуры и искусств в условиях реализации компетентностного подхода // Проф. образование в России и за рубежом. 2013. № 11. С. 58–65. 
  6. Павлюк Р.А. Генезис понятия «информационная компетентность» в контексте непрерывного педагогического образования // Гуманит. науч. исслед. 2014. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5529 (дата обращения: 25.05.2014). 
  7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методолог. семинара. М., 2004. 
  8. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. 200 с. 
  9. Гамов Г., Иваненко Д., Ландау Л. Мировые постоянные и предельный переход // Ядерн. физика. 2002. Т. 65. С. 1406–1408. 
  10. Зельманов А.Л. О бесконечности материального мира // Диалектика в науках о неживой природе. М., 1964. С. 227–269.