CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Развитие творческого потенциала личности в обучении технологии. С. 155–163.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

371.3

Сайниев Николай Сайнашевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования факультета технологии и художественного образования Бирского филиала Башкирского государственного университета. Автор одной монографии и одного учебного пособия

Статья посвящена проблеме творчества в современной системе технологического образования школьников. В работе раскрыты состояние технологической подготовки школьников среднего звена общеобразовательной школы и особенности развития творческого потенциала личности в процессе обучения технологии. Проблемное обучение автором рассматривается как основное условие для развития творческого мышления школьников. Выявлены недостатки в технологической подготовке школьников. В данной статье изучено состояние предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Выявлены особенности технологического образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы в условиях их предпрофильной подготовки. Указаны недостатки в организации элективных курсов. Также обоснована необходимость проведения профориентационной работы в школах с целью оказания практической помощи школьнику в выборе будущей профессии. Уточнено понятие «творческие способности учащихся» в контексте технологического образования. Разработана модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе технологической подготовки. Рассматриваются такие педагогические условия процесса развития творческих способностей школьников, как самостоятельная работа учащихся, реализация проектного метода в образовательном процессе, внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология», включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования. Разработан критериальный аппарат, позволяющий замерять динамику развития творческих способностей и включающий критериальные показатели и характеристики уровней сформированности творческих способностей учащихся. Проанализированы результаты экспериментальной проверки эффективности созданной модели дидактической системы развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

творческий потенциал личности, технологическое образование, творческий подход.
(pdf, 2.8MB )

  1. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Мн., 1998. 
  2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 
  3. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. 
  4. Ахияров К.Ш. Технологическая подготовка. Уфа, 2007. 
  5. Ахияров К.Ш. Профильное обучение в школе – социальный заказ общества: моногр. Уфа, 2009. 
  6. Найденова А.В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения // Школа и производство. 2007. № 3. С. 14–17. 
  7. Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе: вопросы и организация содержания. М., 2004. 
  8. Тагариев Р.З. Технологическое образование сельских школьников: моногр. М., 2002. 
  9. Рогозина В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке // Воспитание школьников. 2007. № 4. С. 28–30. 
  10. Рахимов А.З. Творческое мышление: Психологическая теория и технология творческого развития. Уфа, 2005. 
  11. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А.С. Обухова. М., 2006. 
  12. Петрова Л.Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения // Сибир. пед. журн. 2008. № 1. С. 337–344. 
  13. Сенина О.И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся // Сибир. пед. журн. 2007. № 4. С. 307–315. 
  14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. 
  15. Жарова Л.В. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся: учеб. пособие по спец. курсу. Л., 1986. 
  16. Жукова Л.В. Организация самостоятельной работы студентов: учеб. пособие. Уфа, 2007. 
  17. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань, 2006.