CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития. С. 139–144.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

Скачать статью (pdf, 2.8MB )

УДК

159.938:616.899-053.4

Сведения об авторах

Вольская Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 54 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 16 учебных пособий 

Руснак Анастасия Александровна, учительлогопед Городского центра экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического информационно-методического сопровождения «ЛЕДА» (г. Архангельск). Автор 4 научных публикаций

Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем отечественной коррекционной педагогики – развитию языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). В статье представлены экспериментальные данные об особенностях семантического компонента языковой способности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) и их сверстников с ЗПР. Проведенное исследование показало, что у детей с ЗПР ведущими остаются синтаксический и фонологический компоненты языковой способности, а семантический компонент, который у нормально развивающихся детей является ведущим, не сформирован. Все это обуславливает необходимость разработки и проведения специальной коррекционной работы, направленной на развитие семантических представлений, коррекцию лексико-грамматического строя речи. Авторы статьи разработали комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий следующие направления работы: формирование ориентировки в грамматических категориях, развитие умения устанавливать синтагматические и парадигматические отношения, развитие навыков словообразования. Задачами первого направления работы были обогащение словарного запаса, обучение умению отличать слова различных частей речи, развитие умения практического использования слов различных грамматических категорий. В задачи второго направления были включены: формирование умения устанавливать семантические аналогии, синонимичные, антонимичные связи между лексемами, формирование умения сочетать слова во фразе. В рамках третьего направления авторы решали следующие задачи: формирование представлений о сложных словах и о способах их образования, развитие воображения и умения придумывать слова. На завершающем этапе нашего исследования был проведен контрольный срезовый эксперимент, результаты которого убедительно доказывают эффективность разработанного нами комплекса коррекционно-развивающих занятий.

Ключевые слова

семантический компонент, языковая способность, старшие дошкольники, задержка психического развития, общее недоразвитие речи.

Список литературы

  1. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь. Нарушения речи у дошкольников. М., 1971. 309 с. 
  2. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972. 259 с. 
  3. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. № 2. С. 29–33.