Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Филология
821.0–82-1/‑4
Александрова-Осокина Ольга Николаевна, доктор филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Автор 46 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, двух учебных пособий
Данная статья обращена к творчеству «забытого» писателя В.Я. Никонова («Архангелогородца»), уроженца Архангельской губернии. На материале его очерков исследуется своеобразие художественно-публицистического воплощения духовной тематики в очерковом жанре. Очерки В.Я. Никонова посвящены Русскому Северу и ценны богатым историко-этнографическим материалом, большой интерес представляет религиозно-духовное содержание очерков и особенности его воплощения. Значимой частью содержания очерков становится религиозная жизнь Русского Севера. Религиозное содержание очерков усложняет и углубляет документальный материал, он оказывается «духовным вектором», в соответствии с которым и переосмысливается все содержание, и сближает очерк с летописным повествованием. Материалы очерков позволяют поставить вопрос об особом характере очеркового хронотопа, который, раскрывая прежде всего конкретно-историческую перспективу, обнаруживает и смысловую, ценностно-историческую глубину, связанную с раскрытием исторического и вневременного. Значимым элементом содержания становится обращение к теме древнерусской словесности (монастырские летописцы, жития, писцовые книги, устные предания), которая видится автору сокровищницей народной духовной культуры. Важным жанровым и композиционным элементом в очерках являются исторический портрет, пейзаж и религиозный экфрасис. В пейзажных зарисовках неотъемлемым элементом природного мира является храм (монастырь), который прочитывается как «духовная вертикаль» русского национального пейзажа. Религиозный экфрасис характеризуется синкретизмом восприятия, целостность храмового пространства организуется духовными святынями (иконами и мощами). Материалы данного исследования вносят вклад в изучение русской очерковой прозы и побуждают обратить внимание на то, что русский очерк первой половины XIX века, в период становления русского реализма, не был только документальным и фактографическим, но сохранял традицию духовной русской литературы, идущую еще от древнерусской словесности: предметом духовного осмысления становились отечественная история, место человека в ней, значимость религиозного духовного Слова.
путевой очерк, историческая проза, документальность, религиозная литература, духовность литературы, экфрасис, пейзажные зарисовки.
|