CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Закрытие православных приходов на Европейском Севере СССР в 1950–1980-е годы. С. 35–42.

Версия для печати

: История

94(47).084.9

Молодов Олег Борисович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (Москва). Автор 168 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия

Статья посвящена проблеме правового регулирования снятия с регистрации религиозных объединений в СССР и практике закрытия православных приходов на Европейском Севере СССР в 1950–1980-е годы. В годы государственного атеизма политика властей была направлена на искоренение религиозных верований. Важной задачей в деятельности местных органов власти и атеистической общественности являлось постепенное сокращение количества действующих приходов. Для этого наряду с законными механизмами закрытия церквей на практике применялись произвольные основания ликвидации общин верующих. В статье описываются различные способы воздействия на духовенство и верующих с целью ослабления материального положения и кадрового обеспечения православных приходов. Наряду с открытой атеистической пропагандой, сопровождавшейся тотальным контролем религиозной жизни населения, властями применялись особые методы, затрагивающие финансовую деятельность религиозных объединений (регулирование цен на предметы культа, высокие налоги, сборы в патриотические фонды). Северный регион отличался незначительным числом действующих приходов и большими расстояниями между ними, поэтому закрытие каждого из них лишало возможности верующих, проживающих на прилегающих территориях, регулярно посещать богослужения. Как показывает исследование (автор использует материалы государственных и церковных архивов Архангельской и Вологодской областей), религиозным общинам часто предоставляли церкви, расположенные в удаленной местности, а в Архангельской области – деревянные сооружения. Эти обстоятельства крайне затрудняли сохранение храмовых зданий и действующих приходов. Кроме того, в северной деревне сложились объективные демографические предпосылки сокращения воспроизводства традиционных религиозных убеждений, что также приводило к затуханию приходской жизни.

Русская православная церковь, приходская жизнь, православный приход, религиозная община, религиозное объединение, правовое регулирование.
(pdf, 2.7MB )

  1. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной российской церкви. 1917–1918. М., 1918. Вып. 3. 68 с. 
  2. Атеистический словарь / под общ. ред. М.П. Новикова. М., 1983. 559 с. 
  3. Лупарев Г.П. Понятие и виды религиозных организаций в СССР // Сов. гос-во и право. 1991. № 5. С. 35–42. 
  4. Молодов О.Б. О запрете колокольного звона в Архангельской области в 1950–1980-е гг. // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2012. Т. 1, № 3(40). С. 18–21. 
  5. Энтин А. Трещина // Правда Севера. 1962. 1 февр. 
  6. Православная энциклопедия: Русская православная церковь / под ред. Патриарха Москов. и всея Руси Алексия II. М., 2000. 656 с. 
  7. Эдельштейн Г. Из записок советского священника // На пути к свободе совести / сост. Д.Е. Фурман и о. Марк (Смирнов). М., 1989. С. 252–262.