CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

Символика и иконографическая структура иконостаса православных храмов Архангельска. С. 133–141.

Версия для печати

Рубрика: Культурология. Искусствоведение

Скачать статью (pdf, 2.7MB )

УДК

271.2

Сведения об авторах

Попова Людмила Дмитриевна, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 200 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, двух учебных пособий

Аннотация

В статье представлены описание и структурно-семиотический анализ иконостаса православных храмов Архангельска. Исследованы вопросы формирования, художественной структуры и архитектуры, иконографии и символики иконостасов. Особое место отведено изучению боковых (северных и южных) врат, имеющих высокий богословский и семиотический статус в образно-символическом пространстве храма. Дается толкование сакральных значений иконостаса: перенос идеи, образа, знака, поскольку не только отдельные ряды его, посвященные святым или праздникам с последовательной «демонстрацией» ключевых евангельских событий, но и их целостность (соборность), согласованность канонического расположения рядов, а также наименования представляют собой образно-символическую систему (семиосферу), даже в том случае, когда не выдержан строгий канон в устройстве иконостаса. В статье на основе сравнительно-типологического анализа раскрыты некоторые стилистические и структурные особенности архангелогородских иконостасов XVII – начала XX века в их историческом и символическом измерениях. Иконостас как образно-символическая, или семиотическая, система выполняет важные коммуникативные и эстетические функции, выступает в качестве границы и пространства встречи горнего и дольнего, человека и Бога, человека и человечества.

Ключевые слова

архитектурная композиция иконостаса, семантическая структура иконостаса, иконостас православных храмов, архангелогородский иконостас.

Список литературы

  1. Бетин В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 41–56. 
  2. Флоренский П.А. Иконостас. М., 2007. 
  3. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера: Каталог выставки. Архангельск; М., 1995. 
  4. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Советская культура: Свет потомкам. 1989. 18 мая. 
  5. Сибирцев И. Исторические сведения из церковно-религиозного быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII века. Архангельск, 1894. 
  6. Сибирцев И. Исторические сведения о Рождественской церкви в городе Архангельске. Архангельск, 1893. 
  7. Вздорнов Г.И. Иконы Нерукотворного образа Спаса – памятник псковской живописи XV в. // Сов. археология. 1973. № 3. С. 212–225. 
  8. Попова Л.Д. История храмов Архангельска. Архангельск, 2005. 
  9. Обновленный придел храма при Рождественской церкви // АЕВ. 1888. № 15–18. С. 156–157. 
  10. Усков В. Архангельск. Исторические записки о церквях и зданиях с приложением планов и видов. Архангельск, 1902. 
  11. Книга пророка Исаии // Библия. М., 1976. 
  12. Сизоненко Т.Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика. М., 2002.