CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Особенности потребительского и коммуникативного поведения современных пользователей Интернета. С. 63–70.

Версия для печати

: Философия

316.77

Старовойт Мария Владимировна, соискатель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Вирусная реклама – один из наиболее востребованных и при этом неоднозначных маркетинговых инструментов на сегодняшний день. Возможность превратить потребителя в бесплатного распространителя маркетинговой информации заманчива для любой корпорации, но риски, связанные с плохо поддающимися контролю траекториями распространения сообщений в Интернете, не позволяют использовать этот инструмент массово. 
Вирусные технологии появляются в информационно-коммуникативном пространстве современного общества на фоне взрывного развития цифровых и социальных медиа, беспроводных технологий и представляют собой новый самобытный вид рекламной коммуникации. Основной предпосылкой появления вирусных жанров общения в Интернете можно назвать эмоциональную скудность лишенной невербальной экспрессии опосредованной коммуникации в сети. Несущее сильный аффективный компонент вирусное сообщение способно, преодолев защитные функции, проникнуть в сознание реципиента, закрепиться в долгосрочной памяти и мотивировать индивида поделиться эмоцией с членами своего социального окружения. 
Несмотря на востребованность и растущий интерес современных специалистов к вирусным рекламным кампаниям, наблюдается очевидная нехватка глубинных научных исследований данной темы. В статье представлены отдельные результаты эмпирического исследования особенностей потребительского и коммуникативного поведения современных пользователей Интернета, предложено определение вирусной рекламы как технологии воздействия на целевую аудиторию, проанализированы предпосылки ее появления и некоторые параметры эффективности. Детальное изучение вирусных технологий способно превратить вирусную рекламу в мощный инструмент манипулирования сознанием и поведением потребителей.

вирусная реклама, интернет-коммуникация, потребительское поведение, эмоциональное восприятие.
(pdf, 2.6MB )

  1. Rosen E. The Anatomy of Buzz: Creating Word-of-Mouth Marketing. Profile Books, 2003. 
  2. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. The McGrow-Hill. N. Y., 2009. 
  3. Годин С. Фиолетовая корова. М., 2011. 
  4. Вирин Ф. Интернет-маркетинг. Полное практическое руководство. М., 2012. 
  5. Белинская Е.П. Человек в информационном мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М., 2002. С. 203–220. 
  6. Вертайм К., Фенвик Я. Цифровой маркетинг. Как увеличить продажи с помощью социальных сетей, бло- гов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий. M., 2010. 
  7. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. URL: http://www.erlib. com/Дуглас_Рашкофф/Медиавирус/0/ (дата обращения: 15.05.2015). 
  8. Чумиков А., Бочаров М., Тишкова М. PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. М., 2010. 
  9. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа // Медиаскоп. 2011. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/972 (дата обращения: 15.05.2015). 
  10. Watts D.J., Peretti J. Viral Marketing for the Real World. URL: http://research.yahoo.com/files/w_p_HBR_07.pdf (дата обращения: 15.05.2015). 
  11. Hill R.A., Dunbar R.I.M. Social Network Size in Humans // Human Nature. 2003. Vol. 14, № 1. P. 53–72. URL: http:// courses.washington.edu/ccab/Hill%20and%20Dunbar%202003%20-%20Group%20size.pdf (дата обращения: 15.02.2015). 
  12. Калиновская Н.А., Устимов Д.Ю. Информационный стресс. Информационно-психологическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры человека. Казань, 2006. 
  13. Шейнов В.П. Психологическое влияние. М., 2007. 
  14. Рибо Т.А. Психология внимания. СПб., 1897. 
  15. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. СПб., 2007. 
  16. Алёшина И.В. Поведение потребителей. М., 2006. 
  17. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб., 2008. 
  18. Rayport J. The Virus of Marketing. URL: http://www.fastcompany.com/magazine/06/virus.html (дата обращения: 15.05.2015). 
  19. Helm S. Viral Marketing – Establishing Customer Relationships by ‘Word-of-Mouse’// Electronic Markets. 2000. Vol. 10, № 3. P. 158–161. 
  20. Eckler P., Bolls P. Spreading the Virus: Emotional Tone of Viral Advertising and Its Effect on Forwarding Intention and Attitudes // JIAD. 2011. Vol. 11, № 2. P. 1–11. URL: http://jiad.org/article142.html (дата обращения: 15.05.2015). 
  21. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008. 
  22. Левинсон Дж., Хенли П. Партизанский маркетинг. СПб., 2006. 
  23. Чураева Н.С. Социально-психологические механизмы формирования виртуальных сообществ: дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 
  24. Дмитриев А. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. 2001. № 5. URL: http://www.nkj.ru/archive/ articles/5901/ (дата обращения: 15.05.2015). 
  25. Boase J., Wellman B. A Plague of Viruses: Biological, Computer and Marketing // Cur. Sociol. 2001. № 49(6). P. 39–55. URL: http://homes.chass.utoronto.ca/~wellman/publications/viruspaper/version.PDF (дата обращения: 15.05.2015). 
  26. Kaplan M. A., Haenlein M. Two Hearts in Three-Quarter Time: How to Waltz the Social Media/Viral Marketing Dance // Business Horizons. 2011. № 54. P. 253–263. URL: http://michaelhaenlein.com/Publications/Kaplan,%20 Andreas%20-%20Two%20hearts%20in%2034%20time.pdf (дата обращения: 15.05.2015).