CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Кризис метафизики: нерешенные проблемы. С. 48–54.

Версия для печати

: Философия

141.201

Иваненко Алексей Игоревич, кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и культурологии Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров. Автор 35 научных публикаций

В статье анализируются причины кризиса метафизики и попытки его преодоления. Корень проблемы усматривается в противопоставлении физики и метафизики, которое было заложено еще в трактатах Аристотеля. По мере развития естествознания это противопоставление превратилось в противоречие. К XIX веку метафизика стала казаться препятствием для физики, что зафиксировал Энгельс в своей работе «Диалектика природы». Попытки «спасти» метафизику предпринимались, однако они приводили к ее субъективизации, к сужению бытия до бытия человека. Гуссерль и Хайдеггер безуспешно пытались обозначить дистанцию между своей философией и зарождающейся психологией. Трансцендентальный идеализм, феноменология и экзистенциализм обозначили проблему верификации метафизического знания и были справедливо отвергнуты аналитической традицией. Однако субъективизация метафизики преодолевается концепцией «смерти субъекта», которая позволяет выйти к сущему через язык. Мысль рождается в языке, мир есть текст, язык говорит через человека, трансцендентальное структурировано как язык – вот главные тезисы философии языка XX века. Впрочем, возможность лингвистической метафизики остается открытой, т. к. в рамках языка сущности превращаются в значения, что ставит под сомнение метафизику как учение о сущностях. Вопрос о внеязыковой реальности оказывается бессмысленным и метафизическим в позитивистском смысле этого слова. Хотя в XX веке предпринимались попытки создания аналитической метафизики, тем не менее необходимо произвести различие метафизики и онтологии, поскольку онтология номинально является наукой о сущем. Современная онтология не может игнорировать достижения лингвистической философии, однако она не может замкнуться в рамках лингвистики из-за фундаментального смысла предельных значений культуры, которые могут постигаться специфичным философским методом рефлексии.

кризис метафизики, критика метафизики, возрождение метафизики.
(pdf, 2.6MB )

  1. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М., 2003. 
  2. Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме // Сталин И.В. Вопросы ленинизма. Л., 1947. 
  3. Каган М.С. Синергетика и культурология // Каган М.С. Синергетика и метод науки. СПб., 1998. 
  4. Янсон Х.В. Постмодернизм // Янсон Х.В. Основы истории искусств. СПб., 1996. 
  5. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. 
  6. Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897. 
  7. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1982. 
  8. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. М., 1994. Т. 3. 
  9. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. Т. 1. 
  10. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 
  11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. 
  12. Каримов А.Р. Введение в аналитическую философию. Казань, 2012. 
  13. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001. 
  14. Жильсон Э. Бытие и сущность // Жильсон Э. Избранное: христианская философия. М., 2004. 
  15. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000. 
  16. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990.