CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Активизация речевой деятельности иностранных учащихся в процессе овладения грамматическими явлениями. С. 147–152.

Версия для печати

Рубрика: Педагогика. Психология

УДК

811.161.1’243’373

Сведения об авторах

Литвинова Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и профессионально-речевой коммуникации Белгородского государственного национального исследовательского университета. Автор 43 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 9 учебных пособий

Аннотация

В статье анализируются пути активизации речевой деятельности иностранного учащегося с позиций коммуникативной методики. Предлагаются коммуникативные приемы обучения и условия закрепления языковых навыков и речевых умений при решении конкретных методических задач, направленных на активное практическое использование лексики и усвоение грамматических моделей, способствующих воспроизведению и трансформации высказывания. Особое внимание уделяется формированию у студентов положительного отношения к процессу изучения русского языка. Автор полагает, что четкая организация языкового материала позволит иностранным учащимся правильно применять коммуникативные навыки в конкретных языковых ситуациях. Формирование любых речевых навыков проводится с учетом этапности и определенной последовательности при соблюдении конкретных требований. Ведущим принципом организации грамматического материала выступает принцип смысловой группировки, а в качестве единицы отбора речевых актов – речевая интенция говорящего, определяющая его намерение выразить коммуникативно значимый смысл с помощью речевых средств. Организация учебного материала предполагает включение изучаемых языковых явлений в разные формы высказывания в различных ситуациях учебной и внеучебной коммуникации. В статье подчеркивается мысль о том, что сформированная коммуникативная компетенция учащихся должна носить творческий характер и исключать стереотипность. Исследуя вопрос организации грамматических явлений, автор статьи на примере сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными рассматривает пути формирования речевых навыков.

Ключевые слова

речевая деятельность, коммуникативная потребность, методическая целесообразность, организация грамматических явлений, принцип смысловой группировки, виды упражнений.
Скачать статью (pdf, 2.5MB )

Список литературы

  1. Андрюшина Н.П. и др. Программа по русскому языку для иностранных граждан: первый сертификационный уровень, общее владение. М.; СПб., 2001. 174 с. 
  2. Константинова Л.А. О специфике порождения письменной речи // Преподавание русского языка в условиях глобализации и интернационализации образования: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 2003. С. 51–54. 
  3. Хавронина С.А. Начальный этап: задачи и содержание обучения. Формирование языковой компетенции // Рус. яз. за рубежом. 2005. № 1–2. С. 30–33. 
  4. Мезенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы (в концепции содержания интенсивного обучения) // Иностр. яз. в шк. 1992. № 5–6. С. 5–12. 
  5. Щукин А.Н. История методов обучения глазами очевидца // Профессионально-педагогические традиции в преподавании русского языка как иностранного. Язык-речь-специальность: сб. материалов междунар. науч.- практ. конф. «Мотинские чтения»: в 2 ч. М., 2005. Ч. 1. С. 416–420. 
  6. Захарова Е.П. Типы коммуникативных категорий // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000. C. 12–19. 
  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностр. яз. М., 1985. 208 с. 
  8. Бим И.Л. Модернизация, структура и содержание школьного языкового образования: иностранный язык // Иностр. яз. в шк. 2005. № 8. С. 2–6.