CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

К вопросу о современном «одесском тексте». С. 84–89.

Версия для печати

Рубрика: Филология

УДК

821.161.1;825.512.145

Сведения об авторах

Ладохина Ольга Фоминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета. Автор 36 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

В статье рассматривается природа комического (карнавал, комическая маска и др.). Объектом изучения является «одесский текст» писателя XXI века Георгия Голубенко. Автор статьи исследует элементы карнавализации, рассматривая категории юмора, иронии, комичные ситуации и пародийные элементы в «Рыжем городе» Г. Голубенко. Рассматривает стиль современного писателя-одессита, в произведении которого важное место занимает мотив карнавала. На глазах читателя размываются духовные ориентиры, возникает ощущение безысходности и зыбкости бытия, что пробуждает тягу к перемене мест, порождает семантику транзита. Герои произведений Голубенко наделены чертами своеобразных персонажей-масок итальянской комедии дель арте. Человеческие пороки, ставшие объектом насмешек писателя, предстают в эталонных образцах. Отличительные черты главных героев – предприимчивость, изобретательность, авантюризм. В статье сделан небольшой экскурс в историю понятия «творческая свобода». Представление общества о свободе в течение времени менялось, приобретая причудливые формы. Г. Голубенко демонстрирует собственную интерпретацию данного понятия. С мотивом свободы тесно связан в его произведениях мотив морского бесконечного пространства как символа вольной стихии. Выявляя природу смешного, Г. Голубенко применяет два классических типа пародии, строящихся на нарочитом несоответствии стилистического и тематического планов художественной формы.

Ключевые слова

«одесский текст», одесский юмор, природа комического, категория юмора, категория иронии, карнавализация, комедия дель арте, семантика транзита.
Скачать статью (pdf, 2.5MB )

Список литературы

  1. Голубенко Г. Рыжий город, или Четыре стороны смеха. М., 2011. 286 с. 
  2. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М., 2014. 528 с. 
  3. Кристева Ю. Мой интерес к языку – это материализованный доступ к духу // Беседы с выдающимися мыслителями нашего времени. М., 2010. С. 220–234. 
  4. Соя Ес. О главном слишком. URL: http://www.stihi.ru/2012/06/17/7253 (дата обращения: 20.03.2015).