CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-00, вн. 18-20 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru              

о журнале

К вопросу о современном «одесском тексте». С. 84–89.

Версия для печати

Рубрика: Филология

Скачать статью (pdf, 2.5MB )

УДК

821.161.1;825.512.145

Сведения об авторах

Ладохина Ольга Фоминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета. Автор 36 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

Аннотация

В статье рассматривается природа комического (карнавал, комическая маска и др.). Объектом изучения является «одесский текст» писателя XXI века Георгия Голубенко. Автор статьи исследует элементы карнавализации, рассматривая категории юмора, иронии, комичные ситуации и пародийные элементы в «Рыжем городе» Г. Голубенко. Рассматривает стиль современного писателя-одессита, в произведении которого важное место занимает мотив карнавала. На глазах читателя размываются духовные ориентиры, возникает ощущение безысходности и зыбкости бытия, что пробуждает тягу к перемене мест, порождает семантику транзита. Герои произведений Голубенко наделены чертами своеобразных персонажей-масок итальянской комедии дель арте. Человеческие пороки, ставшие объектом насмешек писателя, предстают в эталонных образцах. Отличительные черты главных героев – предприимчивость, изобретательность, авантюризм. В статье сделан небольшой экскурс в историю понятия «творческая свобода». Представление общества о свободе в течение времени менялось, приобретая причудливые формы. Г. Голубенко демонстрирует собственную интерпретацию данного понятия. С мотивом свободы тесно связан в его произведениях мотив морского бесконечного пространства как символа вольной стихии. Выявляя природу смешного, Г. Голубенко применяет два классических типа пародии, строящихся на нарочитом несоответствии стилистического и тематического планов художественной формы.

Ключевые слова

«одесский текст», одесский юмор, природа комического, категория юмора, категория иронии, карнавализация, комедия дель арте, семантика транзита.

Список литературы

  1. Голубенко Г. Рыжий город, или Четыре стороны смеха. М., 2011. 286 с. 
  2. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М., 2014. 528 с. 
  3. Кристева Ю. Мой интерес к языку – это материализованный доступ к духу // Беседы с выдающимися мыслителями нашего времени. М., 2010. С. 220–234. 
  4. Соя Ес. О главном слишком. URL: http://www.stihi.ru/2012/06/17/7253 (дата обращения: 20.03.2015).