CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Джонни наигрывает» на сцене Одесской оперы. С. 129–133.

Версия для печати

: Культурология. Искусствоведение

792.54

Учитель Константин Александрович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры продюсерства в области исполнительских искусств Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Автор 40 научных публикаций, в т. ч. двух монографий

Опера Эрнста Кшенека «Джонни наигрывает» выделяется среди многочисленных сочинений композитора. Во второй половине 1920-х это сочинение было одним из самых популярных на европейской оперной сцене. Опера Кшенека много раз ставилась и в театрах СССР в конце 1920-х − начале 1930-х годов. В статье рассматривается постановка сочинения, занявшая важное место на пути становления Одесской оперы. Режиссером экспериментального спектакля был Яков Гречнев, дирижером – Самуил Столерман. Зрителей увлекали и детективный сюжет, и главный герой спектакля − энергичный чернокожий музыкант, и непривычные абстрактные декорации Ивана Назарьяна-Назарова, не изображавшие большой современный город натуралистически, а создававшие некую схему, способствующую определенным ассоциациям, дающую зрителю богатую пищу для воображения. Продолжая опыты кинофикации, широко распространенные в те годы в драматическом театре, постановщики ввели в спектакль кинематографические фрагменты, широко использовали световые эффекты. В танцевальных эпизодах, вплетенных в партитуру спектакля, использовались не только элементы современных западных танцев, но и популярные в то время акробатические фигуры − слова, составленные из тел гимнастов. Спектакль стал значительным явлением и вызвал бурную полемику. Среди зрителей и адептов спектакля был и пианист Святослав Рихтер. «Как это тогда было ново и интересно!» – вспоминал музыкант впоследствии. В годы «чисток» постановка стала одним из поводов увольнения талантливого режиссера Якова Гречнева из театра.

Эрнст Кшенек (Křenek), опера «Джонни наигрывает», современная опера, Одесский оперный театр, Яков Гречнев.
(pdf, 2.5MB )

  1. Боголюбов Н. Маяк // Театр. неделя. 1926. № 5–6. С. 7. 
  2.  <Б.а.> Нужно помочь Одесскому оперному театру // Веч. изв. 1930. 6 янв. 
  3. Жуковская А. Одесская опера в 1929–1932 годах. Воспоминания оперной артистки // Музична культура України у спогадах, матерiалах, листах / ред.-упор. I. Лисенко. Київ, 2008. C. 200–231. 
  4. Н. Г-ис. «Джонни наигрывает» // Веч. изв. 1930. 18 янв. 
  5. А-Т. «Джонни» под обстрелом общественной критики // Веч. изв. 1930. 5 февр. 
  6. Монсенжон Б. Рихтер. Дневники. Диалоги. М., 2010. 479 с. 
  7. Хренников Т. За творчество, достойное советского народа // Сов. муз. 1948. № 1. С. 3–60. 
  8. Веселовская А.И. Экспрессионистские опыты музыкального театра Украины 1920 – начала 1930-х годов // Авангард и театр 1910–1920-х годов: сб. / отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М., 2008. С. 195–220. 
  9. Хёглер Х. Янки из Венского леса // Эрнст Кшенек в «Геликон-опере». М., 2000. С. 10.