CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Прагмасемантические особенности пересказа в жанре литературной рецензии. С. 87–92.

Версия для печати

: Филология

81.411

Морева Анастасия Николаевна, аспирант кафедры русского языка Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина. Автор 8 научных публикаций

В статье анализируются способы введения и подачи пересказа в жанре литературной рецензии, ориентированной на массового потребителя художественной литературы. В качестве источника языкового материала выступает «Литературная газета», направленная на массового читателя, который в то же время позиционируется как достаточно образованный. В рамках тактики «погружение в текст» рассматриваются определенные способы введения и развертывания пересказа. Первые реализуются стандартными языковыми средствами, представленными на лексическом и грамматическом уровнях. На уровне лексики используются указательные местоимения и частицы, глаголы с прагматическим значением «обращение к тексту» или «начало изложения», указывающие на введение пересказа. На уровне грамматики часто используются сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, глаголы с императивной семантикой в форме первого лица множественного числа и вопросительные конструкции. При анализе вторых вводятся понятия «неосложненного» (объективного) и «осложненного» пересказа, представляющего собой субъективированную информацию о содержании рецензируемого произведения. Автор доказывает, что субъективация является типичной чертой пересказа в тексте рецензии, поскольку включение оценочной информации в содержательно-фактическую ведет к созданию необходимого критику образа анализируемого произведения в сознании читателя. В статье описываются наиболее частотные коммуникативные ходы, с помощью которых реализуется коммуникативная тактика «погружение в текст»: прямая оценка, признание, остранение, отказ от пересказа, демонстрация интертекстуальности. В заключение делается вывод о том, что указанная коммуникативная тактика, позволяющая автору под видом содержательно-фактической подать содержательно-концептуальную информацию, обладает большим манипулятивным потенциалом.

коммуникативная тактика, коммуникативный ход, литературная рецензия.
(pdf, 2.5MB )

  1. Гальперин И.С. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2006. 144 с. 
  2. Шатохина О. На просторах гламурной мистики. URL: http://lgz.ru/article/N5-6310---2011-02-09-/Na-prostorahglamurnoy- mistiki15252/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  3. Пирогов Л. Темно иль ничтожно? URL: http://lgz.ru/article/N33-34--6237---2009-08-26-/Tеmno-ilynichtozhno_ 9890/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  4. Неверов А. Последние акты трагедии. URL: http://lgz.ru/article/N25--6373---2012-06-20-/Poslеdniе-aktы- tragеdii19228/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  5. Морозова Т. Энд. Зато хеппи. URL: http://lgz.ru/article/N3-4--6208---2009-01-28-/Эnd.-Zato-hеppi7523/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  6. Паняхина А.Н. Реализация тактики диалога с читателем в жанре литературной рецензии (на материале «Литературной газеты») // STUDIUM JUVENIS: междунар. сб. тр. молодых ученых / науч. ред. О.Н. Кондратье- ва, отв. ред. Кошкарова. Челябинск, 2012. Вып. 5. С. 78–82. 
  7. Яранцев В. «Вселенная хохочет над нами...». URL: http://lgz.ru/article/N1--6205---2009-01-14-/«Vsеlеnnayahohochеt- nad-nami…»7303/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  8. Титов В. Тренды, бренды и гламур... URL: http://lgz.ru/article/N27--6282---2010-07-07-/Trеndы%2C-brеndы-iglamur... 13282/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  9. Яковлев А. «После царьского житья». URL: http://lgz.ru/article/N7--6211---2009-02-18-/«Poslе-tsaryskogozhityya »7778/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  10. Замлелова С. Когда нечем больше заняться... URL: http://lgz.ru/article/N1-2--6353---2012-01-18-/Kogdanеchеm- bolyshе-zanyatysya…18065/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  11. Ермакова А. От кризиса до кризиса. URL: http://lgz.ru/article/N22--6371---2012-05-30-/Ot-krizisa-dokrizisa19119/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  12. Шабаева Т. Добрые или красивые? URL: http://lgz.ru/article/N22--6371---2012-05-30-/Dobrые-ili-krasivые_19122/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  13. Неверов А. Эксперимент над собой или над читателем? URL: http://lgz.ru/article/N10--6265---2010-03-17-/ Эkspеrimеnt-nad-soboy-ili-nad-chitatеlеm_11952/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  14. Шкловский В.Б. Искусство как прием. URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html (дата обраще- ния: 01.08.2013). 
  15. Златова А. Поролоновая яма. URL: http://lgz.ru/article/N35--6336---2011-09-07-/Porolonovaya-yama17044/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  16. Шорохов А. Баня на колокольне. URL: http://lgz.ru/article/N4--6259---2010-02-03-/Banya-na-kolokolynе11540/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  17. Булыгина К. Нас принижающий обман. URL: http://lgz.ru/article/N52--6352---2011-12-28-/Nas-prinizhayushtiyobman18005/ (дата обращения: 30.01.2015). 
  18. Коровашко А. Необычайные приключения. URL: http://lgz.ru/article/N46--6198--2008-11-12-/Nеobыchaynые- priklyuchеniya6550/ (дата обращения: 30.01.2015).