CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Специфика моделирования и мысленный эксперимент в научном познании. С. 57–66.

Версия для печати

: Философия

165.12

Иойлева Галина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела диссертационных советов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 58 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 4 учебных пособий

Структурирование моделей как процесс, состоящий из ряда этапов и уровней, представляет собой современное и продолжающее постоянно возрастать научное познание действительности. Цель данного исследования – выявить специфику, многогранность, многоаспектность моделирования как активнотворческого процесса, направленного на рациональную познавательную деятельность и практическую реализацию в социуме. Функциональная составляющая модели в процессе моделирования зависит от специфики научного познания и области применения. Типы моделей, представленные в исследовании, классифицируются по ряду критериальных параметров. 
Мысленный эксперимент как особый вид моделирования представляет собой различные взаимодополняющие возможности мышления: целеполагание, воображение, схематизацию, логические методы. Он выступает не только как эффективное средство получения новых знаний о мире, но и как особая теоретическая процедура, заключающаяся в проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно, условно задаваемых ситуациях. Объектом исследования в мысленном эксперименте выступает идеализированный объект, являющийся моделью реального объекта. 
Научная и практическая значимость данной работы заключается в теоретико-познавательной, гносеологической, когнитивной ориентации исследовательских процессов по изучению моделирования и его роли в практической жизнедеятельности людей. 
Автор использует системный и аналитический подходы для изучения данной проблематики, которые позволили сделать вывод о том, что интеграция и дифференциация процессов создания моделей и моделирования, их динамика и статика находятся в прямой зависимости, а мысленный эксперимент как составляющая процесса моделирования есть эксперимент в сфере сознания, в котором ведущая роль принадлежит мышлению. 
Данное исследование – существенный вклад в логико-методологическую базу социальной философии, социальной педагогики и психологии, оно представляется важным для дальнейшего внедрения в практику образовательного процесса.

научное познание, мысленный эксперимент, формирование модели, метод моделирования.
(pdf, 2.5MB )

  1. Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Образ Севера: продуктивность визуальных моделей и реальность // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2013. № 2. C. 44–50. 
  2. Таранов П.С. Многоликая философия: в 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 16–23. 
  3. Спенсер Г. Синтетическая философия. М., 1997. 
  4. Хмелевская С.А. Социальная философия и социология. М., 2002. 
  5. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М., 2002. 
  6. Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000. 
  7. Беркова В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004. 
  8. Ильин В.В. Философия: в 2 т. Т. 1. Метафилософия. Онтология. Гносеология. Эпистемология. М., 2006.