CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Этос дружбы как феномен диалогического мироотношения.. С. 44–51.

Версия для печати

: Философия

130.2+17.02

Даренский Виталий Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии права Луганского государственного университета внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. Автор 200 научных публикаций

Автор рассматривает специфику дружбы как феномен диалогической идентичности. Феномен дружбы как философско-антропологической категории анализируется в качестве одного из базовых источников экзистенциального и нравственного опыта. Автор рассматривает специфику диалогической идентичности как феномен саморазличания. Концепт диалога трактуется как фундаментальный принцип личностных взаимоотношений, в частности как принцип дружбы. В этом типе взаимоотношений каждый остается собой, но при этом происходит взаимообогащение. Концепт диалога позволяет раскрыть внутренние измерения дружбы как пути личностной самоактуализации, основанной на особой экзистенциальной и нравственной активности. Различается дружба в узком смысле слова – как душевная общность людей и дружба в широком смысле слова – как вообще всякое общение и общность людей, имеющее самоценный характер. Автор рассматривает проблему alter ego как «двойника» личности. Концепт «Ты» в его метафизическом смысле рассматривается в качестве «ключа» к этой проблеме, вследствие чего феномен экзистенциальной открытости (бытие как «Я»-«Ты»-отношение) трактуется здесь как интерсубъективный процесс становления личностного бытия. Особое внимание в статье уделено интерпретации «внутренних механизмов» нравственной активности личности в качестве феномена поведения в соответствии с «доминантой на Другого». Феномен экзистенциальной открытости рассматривается в качестве базового мотива дружбы. Автор обращает внимание на интерпретацию концепции дружбы П. Флоренского, в частности его концепции дружбы как экзистенциальной антиномии. Автором также предложена концепция различных исторических типов дружбы и концепция основных психологических компонентов дружбы. В итоге проведенного анализа дружба в целом рассматривается как особо обнаженное диалогическое «Я»-«Ты»-отношение, которое является важнейшей формой духовного опыта и в котором возникают и «кристаллизуются» самопознание и способность к самоизменению.

этос дружбы, экзистенциалы, «Я»-«Ты»-отношение, самоактуализация.
(pdf, 2.5MB )

  1. Малахов В.А. Уязвимость любви. Киев, 2005. 534 с. 
  2. Апресян Р.Г. От «дружбы» и «любви» к «морали»: об одном сюжете в истории идей // Этическая мысль: ежегодник. М., 2000. С. 185–199. 
  3. Блейк У. Песни Невинности и Опыта. Стихи. СПб., 1993. 256 с. 
  4. Казаченок Т.Г. Крылатые латинские изречения. Минск, 1993. 324 с. 
  5. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1990. 488 с. 
  6. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины // Флоренский П.А. Соч.: в 2 т. М., 1991. Т. 1. 524 с.