CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Высшее образование в России в контексте глобализационных и интеграционных процессов в отечественных исследованиях. С. 15–27.

Версия для печати

: История

378(045)

Емельянова Анастасия Сергеевна, аспирант кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, аспирант, исследователь Центра арктической медицины Туле института, Университета Оулу. Автор 14 научных публикаций 

Соколова Флера Харисовна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 104 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, двух учебных пособий

В конце ХХ века кардинально меняются условия функционирования государства Российская Федерация, переосмысливается роль и место в значимых сферах международной кооперации, включая мировое образовательное пространство. Со вступлением России в «клуб» демократических государств прежде ограниченные показатели международной деятельности отечественной высшей школы стали расти в геометрической прогрессии. Настоящая статья представляет результаты историографического обзора отечественной научной литературы, посвященной проблеме влияния глобализационных и интеграционных процессов на высшее образование в России с момента распада СССР. С учетом уровня теоретико-методологического осмысления проблемы, спектра исследуемых аспектов темы условно выделены два историографических этапа изучения: 1990–2000 годы и 2001–2014 годы. 
Авторы анализируют становление проблематики, систематизируют и критически осмысливают уже имеющиеся концепции в отношении ключевой терминологии, степень теоретико-методологической разработанности проблемы. Особое внимание уделяется дисциплинарному полю, в котором ведется научная дискуссия, а именно: переходу от исключительно экономоцентризма к междисциплинарному изучению темы. Дискуссия о влиянии глобализации и интеграции на высшее образование в России отличается сильной поляризацией. Учеными обсуждаются умеренно оптимистичные (либеральные) или очевидно негативные (реалистские) сценарии. 
В статье отдельно определяются недостаточно изученные аспекты проблемы, а также перспективные направления исследований. В частности, в настоящее время ощущается острый дефицит комплексных исследований, посвященных проблемам систематизации научных аргументов в отношении оптимистического или же пессимистического характера изменений, равно как и не имеется единства мнений в отношении терминологии.

высшая школа, отечественная историография, глобализация образования, интеграция образования, интернационализация, международное сотрудничество.
(pdf, 2.5MB )

  1. Савиных В.П., Фукин В.А., Князева М.Д. и др. Анализ российского образовательного рынка для междуна- родного сотрудничества // Унив. упр.: практика и анализ. 2004. № 1(29). С. 21–35. 
  2. Белов В.А. Глобализация и вопросы геополитики российского образования // Юрид. образование и наука. 2005. № 1. С. 28–30. 
  3. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы // Высш. образование в России. 2008. № 2. С. 144–157. 
  4. Сигнаевская О.Р. Философия образования: Россия и новые парадигмы (геополитика и развитие в контексте русской историософии) // Пед. образование в России. 2008. № 2. С. 92–96. 
  5. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Высшее образование в России: вызовы XXI века // Унив. упр.: практика и анализ. 2010. № 4(68). С. 6–17. 
  6. Голдин В.И. Фундаментальные проблемы науковедения и роль университетов в развитии науки в России и современном мире // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2011. № 3. С. 100–105. 
  7. Подоплёкин А.О. Арктика как объект геополитических интересов неарктических государств // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2011. № 2. С. 40–45. 
  8. Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Образование как геополитический ресурс в пространстве Баренцева Евро- Арктического региона: сб. науч. ст. первой междунар. науч.-практ. конф. «Геополитика: теория, история, прак- тика». М., 2012. № 1. С. 274–282. 
  9. Кехян М.Г. Необходимость модернизации российского образования в условиях глобализации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 2(6). С. 213–216. 
  10. Москвич Ю.Н. Образование и геополитика нового мира: новые приоритеты, тупики и ловушки развития // Журн. Сибир. федер. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2013. Т. 6, № 9. С. 1251–1255. 
  11. Масштабы и распределение международной академической мобильности // Alma Mater. 1994. № 4. С. 23–27. 
  12. Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. № 3. С. 98–102. 
  13. Олдермен Д. Глобализация высшего образования: несколько замечаний по поводу свободного рынка и национального интереса // Высш. образование сегодня. 2005. № 5. С. 8–14. 
  14. Климанович О., Ганчеренок И. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования // Alma Mater. 2001. № 1. С. 10–13. 
  15. Савельев А. Новый вызов? (глобализация) // Высш. образование в России. 2002. № 1. С. 112–115. 
  16. Майбуров И.А. Мировые тенденции развития высшей школы. Екатеринбург, 2002. 
  17. Майбуров И.А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионе. Екатеринбург, 2003. 
  18. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск, 2004. 
  19. Богатуров А.Д. Брюссельско-вашингтонский порядок? // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталёв М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. М., 2002. С. 376. 
  20. Широбоков С., Бринев Н. Эффективное управление университетом: роль международного образования в становлении конкурентоспособного вуза. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_02.htm (дата обращения: 20.03.2014). 
  21. Семененко В. Устойчивое развитие или глобализация? // Высш. образование в России. 2004. № 10. С. 160–162. 
  22. Жуковский И.В. Международные проекты в области образования // Высш. образование сегодня. 2004. № 7. С. 32–36. 
  23. Никольский В.С. Глобальное образование: пределы либерализации // Высш. образование в России. 2004. № 8. С. 17–25. 2
  24. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Унив. упр.: практика и анализ. 2005. № 5(38). С. 50–58. 
  25. Майбуров И. Глобализация сферы высшего образования // МЭиМО. 2005. № 3. С. 10–17. 
  26. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты // Высш. образование в России. 2005. № 11. С. 102–107. 
  27. Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании // Вестн. Тамбов. гос. техн. ун-та. 2005. № 3(11). С. 777–782. 
  28. Пименова Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок // Унив. упр.: практика и анализ. 2006. № 1. С. 15–26. 
  29. Абабкова М.Ю. Понятия «глобализация образования», «интернационализация образования», «международное образование»: общее и различное // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. № 7. С. 46–51. 
  30. Камашев С.В., Косенко Т.С. Глобализация образования и «глобальное образование» в современном мире // Философия образования. 2012. № 6(45). С. 124–132. 
  31. Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности (на при- мере Российской академии им. Г.В. Плеханова) // Вестн. РЭА. 2004. № 1. C. 15–25. 
  32. Сагинова О.В. Международная стратегия вуза на рынке образовательных услуг: моногр. М., 2005. 
  33. Сагинова О.В. Трансформационные процессы в высшем образовании: моногр. М., 2005. 
  34. Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. 2005. № 1. С. 38–48. 
  35. Сагинова О.В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2006. 
  36. Вульфсон Б.А. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI в. // Педагогика. 2002. № 10. С. 3–14. 
  37. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высш. образование сегодня. 2004. № 2. С. 14–19. 
  38. Байденко В.И., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы // Высш. образование сегодня. 2005. № 5. С. 16–21. 
  39. Альтбах Ф.Г., Найт Дж. Интернационализация высшего образования: движущие силы и реальность // Экономика образования. 2008. № 4. С. 100–106. 
  40. Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высш. образование в России. 2004. № 9. С. 3–17. 
  41. Лукичёв Г.А. Динамика Болонского процесса // Высш. образование сегодня. 2002. № 3. С. 32–37. 
  42. Слепухин А.Ю. Интеграция образовательного пространства высшей школы: глобальное и локальное // Интеграция образования. 2005. № 1–2. С. 3–6. 
  43. Павленко Е.В. Интеграция российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2006. 
  44. Петрович О.Г. Современное российское высшее образование в контексте глобализации: дис. ... канд. социолог. наук. Саратов, 2010. 
  45. Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестн. Моск. ун-та. 2004. № 4. С. 27–34. 
  46. Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Международная деятельность вуза как средство интернационализации вузовской науки // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 63–65. 
  47. Леденева Л.И., Тюрюканова Е.В. Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения. М., 2002. 
  48. Леденева Л.И. Не потеряет ли Россия своих Платонов и Невтонов? // Мир России. 2003. № 2. С. 165–178. 
  49. Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире: учеб. пособие. М., 2008. 
  50. Мартыненко О.О., Жукова Н.В. Управление академической мобильностью в вузах // Унив. упр.: практика и анализ. 2008. № 1(53). С. 65–75. 
  51. Шилов С.М. Академическая мобильность как условие перехода университета на уровневую систему образования // Universum: Вестн. Герцен. ун-та. 2008. № 8. С. 8–10. 
  52. Астахова Е.В. Академическая мобильность – важный фактор образовательной евроинтеграции // Высш. образование в России. 2011. № 1. С. 156–159. 
  53. Агранович М.Л., Аржанова И.В., Галичин В.А. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М., 2010. 
  54. Филиппов В.М., Краснова Г.А. Управление процессом интернационализации в вузе: опыт Российского университета дружбы народов // Унив. упр.: практика и анализ. 2010. № 3(67). С. 12–15. 
  55. Масюк Н.Н., Шиловская Л.Л., Петрищев П.В. Международная интеграция образовательных программ ВГУЭС // Унив. упр.: практика и анализ. 2012. № 4. С. 80–86.