CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Среда детского сада в контексте социального воспитания ребенка (20–30-е годы ХХ века). С. 158–164.

Версия для печати

: Педагогика. Психология

373.2(09)

Белкина Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Автор 180 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий 
Парфеньева Татьяна Александровна, методист Минского городского института развития образования. Автор 6 научных публикаций

В статье анализируется сущность педологических взглядов на развитие дошкольников в системе общественного воспитания в 20–30-е годы ХХ столетия. В таком контексте рассматриваются вопросы, связанные с требованиями к конструированию среды детского сада, ее содержания и ее влияния на процессы общественно-политического, политехнического, антирелигиозного воспитания ребенка. Поиск путей организации педагогического процесса в сфере дошкольного воспитания проходил в условиях напряженной борьбы между требованиями новой советской дошкольной педагогики и подходами последователей буржуазных систем воспитания. Создание целостной развивающей среды образовательного учреждения требует соответствующего подхода к ее формированию. В статье рассматривается теория и практика организации среды дошкольных учреждений в первой трети XX века. Вопрос о роли среды в развитии личности ребенка являлся приоритетным в исследуемый период. Понятия «среда» и «воспитание» обосновываются как тождественные. Среда осмысливается как средство воспитания. Перед всеми общественными институтами ставилась задача изучения воспитательного потенциала среды. Педагогика среды оставила значительное теоретическое наследие в отечественной науке первой трети XX века. Идеи педагогики среды были положены в основу дошкольного воспитания.

образовательное учреждение, социальное воспитание, среда дошкольного учреж- дения, воспитательный потенциал среды, теория и практика организации среды.
(pdf, 2.4MB )

  1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования: исторический опыт России. Изд. 3-е, стер. Дубна, 2009. 207 с. 
  2. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. М., 1921. С. 47. 
  3. Суровцева А. Пятнадцать лет борьбы за систему дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. 1932. № 10–12. С. 13–23. 
  4. Суровцева А. К вопросу о системе дошкольного воспитания // Дошкол. воспитание. 1929. № 2. С. 10–18. 
  5. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского // Психол. наука и образование. 1998. № 1. С. 9–21. 
  6. Дегтяренко О. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений // Дошкол. воспита- ние. 1932. № 5. С. 18–19. 
  7. Львов В. Механизированные станки в рабочей комнате детского сада // Дошкол. воспитание. 1932. № 2. С. 41–44. 
  8. Долматова А.А. Организация дизайн-среды дошкольных образовательных учреждений советского и пост- советского периодов (на примере Нижнего Новгорода и области): дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007. 217 с. 
  9. Суровцева А. Основные принципы построения программ детского сада // Дошкол. воспитание. 1932. № 4. С. 40–41. 
  10. Педология / под ред. Г. Татулова, Р. Виленкиной. М., 1932. 149 с.