Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Педагогика. Психология
373.2(09)
Белкина Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Автор 180 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий
Парфеньева Татьяна Александровна, методист Минского городского института развития образования. Автор 6 научных публикаций
В статье анализируется сущность педологических взглядов на развитие дошкольников в системе общественного воспитания в 20–30-е годы ХХ столетия. В таком контексте рассматриваются вопросы, связанные с требованиями к конструированию среды детского сада, ее содержания и ее влияния на процессы общественно-политического, политехнического, антирелигиозного воспитания ребенка. Поиск путей организации педагогического процесса в сфере дошкольного воспитания проходил в условиях напряженной борьбы между требованиями новой советской дошкольной педагогики и подходами последователей буржуазных систем воспитания. Создание целостной развивающей среды образовательного учреждения требует соответствующего подхода к ее формированию. В статье рассматривается теория и практика организации среды дошкольных учреждений в первой трети XX века. Вопрос о роли среды в развитии личности ребенка являлся приоритетным в исследуемый период. Понятия «среда» и «воспитание» обосновываются как тождественные. Среда осмысливается как средство воспитания. Перед всеми общественными институтами ставилась задача изучения воспитательного потенциала среды. Педагогика среды оставила значительное теоретическое наследие в отечественной науке первой трети XX века. Идеи педагогики среды были положены в основу дошкольного воспитания.
образовательное учреждение, социальное воспитание, среда дошкольного учреж- дения, воспитательный потенциал среды, теория и практика организации среды.
|