Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Культурология. Искусствоведение
[316.74:1]2-28
Матонин Василий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения института социально- гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, главный редактор альманаха «Соловецкое море». Автор 91 научной публикации
На примере исследования истории, бытования и проблемы авторства чекуевского списка «Службы благодарственной», составленной в честь Полтавской победы над шведами, рассматриваются идеологемы «священства», «царства» и «земства». В статье установлены причины, по которым рукопись 1710-х годов, написанная в Киеве, стала достоянием крестьянской библиотеки села Чекуево Онежского уезда Архангельской губернии. Автор нашел аргументы, свидетельствующие о прочных и многолетних связях онежских крестьян с Соловецким Спасо-Преображенским монастырем. Соловецкий монастырь был крестьянским по составу братии, по отношению монахов к физическому труду и по восприятию царя как Помазанника Божьего. Текстологический анализ «Службы благодарственной» дает основания для гипотезы о том, что к его написанию причастны Пётр I, Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский. Судьба памятника и ареал его бытования в бывшей вотчине Соловецкого монастыря свидетельствуют о триединстве священства, царства и земства в региональной онтологии как основополагающей характеристике общественного сознания северных крестьян. Материальная (культурная) и духовная (культовая) координаты крестьянской жизни определили ценностно-смысловые параметры религиозно-культурного уклада. С отменой Петром I патриаршества в 1721 году целостность концепции «священства, царства и земства» была нарушена. Укрупнение и переформатирование сельского «мiра» предопределило дальнейшее разрушение его сакральных центров после секуляризации 1764 года.
социокультурное пространство, идеологема «священство, земство и царство», Соловецкий монастырь, Поонежье, Полтавское сражение, Пётр I, Феофан Прокопович, архимандрит Иоанникий, Чекуевская крестьянская библиотека
|