CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Чекуевский список «Службы благодарственной…» в честь полтавской победы: идеологема «священства, царства и земства». С. 150–157.

Версия для печати

: Культурология. Искусствоведение

[316.74:1]2-28

Матонин Василий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения института социально- гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, главный редактор альманаха «Соловецкое море». Автор 91 научной публикации

На примере исследования истории, бытования и проблемы авторства чекуевского списка «Службы благодарственной», составленной в честь Полтавской победы над шведами, рассматриваются идеологемы «священства», «царства» и «земства». В статье установлены причины, по которым рукопись 1710-х годов, написанная в Киеве, стала достоянием крестьянской библиотеки села Чекуево Онежского уезда Архангельской губернии. Автор нашел аргументы, свидетельствующие о прочных и многолетних связях онежских крестьян с Соловецким Спасо-Преображенским монастырем. Соловецкий монастырь был крестьянским по составу братии, по отношению монахов к физическому труду и по восприятию царя как Помазанника Божьего. Текстологический анализ «Службы благодарственной» дает основания для гипотезы о том, что к его написанию причастны Пётр I, Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский. Судьба памятника и ареал его бытования в бывшей вотчине Соловецкого монастыря свидетельствуют о триединстве священства, царства и земства в региональной онтологии как основополагающей характеристике общественного сознания северных крестьян. Материальная (культурная) и духовная (культовая) координаты крестьянской жизни определили ценностно-смысловые параметры религиозно-культурного уклада. С отменой Петром I патриаршества в 1721 году целостность концепции «священства, царства и земства» была нарушена. Укрупнение и переформатирование сельского «мiра» предопределило дальнейшее разрушение его сакральных центров после секуляризации 1764 года.

социокультурное пространство, идеологема «священство, земство и царство», Соловецкий монастырь, Поонежье, Полтавское сражение, Пётр I, Феофан Прокопович, архимандрит Иоанникий, Чекуевская крестьянская библиотека
(pdf, 2.4MB )

  1. Топоров В.Н. Об одном архаическом индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987. С. 180–203. 
  2. Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004. 
  3. Кашин Н. Польская библиотека-читальня (за 1 год существования). Архангельск, 1901. 
  4. Летописец Соловецкий. М., 1815. 
  5. Кондрескул А.М. Пётр I // История Архангельского Севера: энцикл. Т. I. Архангельск, 2001. 
  6. Прокопович Ф. Слово похвально над войсками свейскими победе / под ред. М.П. Ерёмина. М.; Л., 1961. 
  7. Описание изданий, напечатанных кириллицей в 1689–1725 годах / cост. Т.А. Быкова и М.М. Гуревич. М.; Л., 1958. 
  8. Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2. 
  9. Титлинов Б. Феофилат (Лопатинский). Русский библиографический словарь, издаваемый Император- ским Русским Историческим Обществом / под ред. М.Г. Курдюмова. СПб., 1913. 
  10. Вышневский Г. Старина и новизна. СПб., 1773.