CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

Этический базис профессиональной культуры журналиста. С. 90–98.

Версия для печати

: Филология

070.4

Тепляшина Алла Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 65 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 6 учебных пособий (трех в соавт.)

Статья посвящена этическому аспекту профессиональной культуры современного журналиста, который должен обладать определенными умениями и навыками, знать нормы и принципы, выстраивать стратегию поведения. Применение норм профессиональной этики осложняется в связи с внедрением информационно- коммуникационных технологий. В этой сфере достигнуты впечатляющие результаты, вместе с тем мыслящие люди высказывают тревогу в связи с нравственными угрозами человеческому существованию, которые являются следствием научно-технического развития. Если под этикой принято понимать нормы нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы, то информационная этика оценивает поведение человека в сфере отношения к информации, рассматривает систему норм, определяющих поведение. В новой реальности пути разрешения критических профессиональных ситуаций не могут быть найдены в обращении к традиции, они должны основываться на профессиональной морали как своде нравственных принципов. Формальным сводом принципов является этический кодекс, соответствующий вызовам времени. В 1755 году М.В. Ломоносов сформулировал 7 обязанностей журналистов, однако его «Рассуждения...» нельзя назвать этическим кодексом, потому что ученый выступил от имени общества, а этический кодекс формулируется внутри профессионального сообщества. Журналистские кодексы разных стран похожи: свободный доступ к источникам информации; отказ журналиста от материала, противоречащего политике информационного органа, где он работает; отказ журналиста от создания материала или иного профессионального акта, противоречащего его совести; профессиональная тайна; свобода совести; коллективные и персональные контракты трудоустройства, гарантирующие материальный и моральный аспекты деятельности; защита журналистов и обеспечение необходимых условий для выполнения функций в соответствии с профессиональными правилами в случае международного вооруженного конфликта либо внутренних беспорядков; уважение человеческого достоинства и частной жизни; преданность общественным интересам; отказ от нечестных методов при получении информации (сокрытие своей принадлежности к журналистской профессии).

профессиональная культура, этические ценности, информационно-коммуникационные технологии, информационная этика, этический кодекс, саморегулирование СМИ, медиасообщество.
(pdf, 2.3MB )

  1. Кармин А.С. Культура социальных отношений. СПб., 2000. 
  2. Дзялошинский И.М. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультура- лизм как ориентиры профессионального поведения: материалы исслед. и науч.-практ. конф. М., 2002. С. 32–37.
  3. Степанова Н.П. Структура, содержание, уровни и критерии сформированности профессионально-этиче- ской культуры будущего специалиста. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2878 (дата обращения 24.10.2013).
  4. Шишкин Д.П., Таранова Ю.В. Проблемы профессионализма в журналистике глазами экспертов // Рос- сийские исследования массмедиа и журналистики в международном контексте: материалы всерос. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 23–24 мая 2013 года / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2013. С. 187–193. 
  5. Колесникова А.В. Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России. URL: http: //www.relga.ru (дата обращения: 25.11.2014). 
  6. Авраамов Д.С. С нравственных позиций: анализ газетной практики. М., 1981. 
  7. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991. 
  8. Бухарцев Р.Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. Свердловск, 1971. 
  9. Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. М., 2001. 
  10. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001. 
  11. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. М., 1980. 
  12. Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназна- ченное для поддержания свободы философии // Ломоносов: крат. энцикл. слов. / ред.-сост. Э.П. Карпеев. СПб., 1999. С. 143–166. 
  13. Этический критерий. URL: http://www.scivil.narod.ru/etica.html (дата обращения: 31.10.2013). 
  14. Мисонжников Б.Я. Этика журналистики как категория «практической философии» // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы междунар. семинара, г. Санкт- Петербург, 3–4 октября 2013 года / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2013. С. 63–66. 
  15.  ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Российский комитет Про- граммы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб., 2004. 
  16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  17. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.И. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 1. С. 241–360. 
  18. Давыдов И.А. Массмедиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситу- ации. URL: http://www.russ.ru/politics/20000928_ davydov.html (дата обращения: 25.11.2014). 
  19. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.