CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

«Огненный столп» и «столп поэзии» как об- разы-символы поэтического универсума. С. 84–89.

Версия для печати

: Филология

821.161.1.9

Пушкарёва Светлана Викторовна, аспирантка кафедры экономических, общегуманитар- ных, социальных и естественнонаучных дисциплин Международного гуманитарно-лингвистического института (Москва). Автор 9 научных публикаций

В поэтическом сборнике Н.С. Гумилёва «Огненный столп» переплетаются образы и сюжеты из различных религиозно-философских традиций и мифологических систем с опорой на синкретизм, тенденцию к синтезу разнородных культурных начал, а также на теургическую эстетику Серебряного века. В статье исследуется религиозно-мифологический контекст символического образа «огненный столп». Этот контекст автор статьи связывает с образом-символом «столпа поэзии» в арабской и персидской литературе. В частности, арабское понятие «столпа поэзии» связано с духовной основой литературного творчества. В названии последнего прижизненного поэтического сборника Н.С. Гумилёва заложена идея вечно живого и динамичного огня. Этот вечно живой огонь является символом постоянно меняющегося космоса. Таким образом, можно сказать, что образ-символ огненного столпа восходит и к древнегреческой философии, в частности – к философии Гераклита. Кроме того, мы находим в этом образе библейские мотивы, в частности – ветхозаветные (Господь явился народу Израиля и пророку Моисею в столпе огненном). В поэтическом сборнике «Огненный столп» Н.С. Гумилёв синтезировал символику древней арабской и персидской поэзии, ветхозаветные и древнегреческие философские и религиозные образы. Особенно важны для этого поэтического сборника суфийские религиозные и философские мотивы, которые подробно исследуются в статье. Н.С. Гумилёв увлекался поэзией и философией персидских суфиев, однако суфийский контекст творчества поэта еще недостаточно изучен. В статье проанализировано влияние поэзии Гафиза, Омара Хайяма и Руми на последний прижизненный сборник Н.С. Гумилёва.

Николай Гумилёв, символический образ, образ огненного столпа, мотив духовного очищения, мотив мистической любви, мистическая поэзия, духовный путь.
(pdf, 2.4MB )

  1. Куделин А.Б. Понятие «столп поэзии» в средневековой арабской критике. (Комментарий Ал-Марзуки к «Дивану доблести» Абу Таммама) // Памятники литературной мысли Востока. М., 2004. 
  2. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994. 
  3. Щеголькова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н.С. Гумилёва «Костер»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2003. 
  4. Кихней Л.Г. «Чуя старинную быль...» Мифопоэтическое преломление «национальной идеи» в лирике позднего Гумилёва // Гумилёвские чтения – 2006 год: материалы междунар. науч. конф., г. Санкт-Петербург, 14–16 апреля 2006 года. СПб., 2006. C. 88–92. 
  5. Гумилёв Н.С. Pro et contra. СПб., 1995. 
  6. Гумилёв Н.С. Стихи, поэмы. Тбилиси, 1989. 
  7. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.,1999. 
  8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Собр. соч.: в 2 т. М.,1990. 
  9. Богомолов Н.А. Читатель книг // Литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.