CC..png

Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Местонахождение: редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1336, г. Архангельск

Тел: (818-2) 21-61-21 
Сайт: https://vestnikgum.ru
e-mail: vestnik_gum@narfu.ru;
            vestnik@narfu.ru

о журнале

К разработке концепции ориентационной струк- туры священного пространства. С. 71–77

Версия для печати

: Философия

911.53:39(470.1)+[2-13](045)

Худяев Андрей Сергеевич, аспирант кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций

В статье получают свою дальнейшую разработку теоретические построения в области феноменологии и семиотики сакрального пространства, намеченные в предшествующих публикациях автора. Наряду с некоторыми уточнениями в пределах гуманитарно-научного и философского дискурса выявляется ряд предпосылок, описание которых становится частью систематичного обоснования концепции ориентационной семиотической структуры сакрального ландшафта. В рамках данной концепции пространство предстает как совокупность ориентаций, рассматриваемых в качестве отдельного типа знаков (символов), самобытного способа актуализации смыслов. В число предлагаемых предпосылок автором включаются: а) семиотическая: в существующих в рамках семиотики классификациях отмечается индексальный тип знаков, в который помимо других способов обозначения предмета (референта) входит и непосредственное указание в его направлении; б) феноменологическая: ориентация рассматривается как символ, объединяющий субъект и объект религиозной интенции. По самой своей форме (геометрически ее можно изобразить как вектор) ориентация соответствует фундаментальной сущностной характеристике сознания, в качестве которой в классической феноменологии выступает интенциональность; в) философско-антропологическая: приводится пример этимологической трактовки слова «человек» (anthropos), включающей момент пространственной направленности, а также глагола «стоять», который, будучи связанным с человеком, наделяется фундаментальным смыслом вертикальной ориентации и движения; г) метафизическая: автор обращается к концепциям классического традиционализма, в которых направление рассматривается как фундаментальный элемент пространства, определяющий его изначальную качественность; д) психологическая, или когнитивная: дается отсылка к работам Л. Леви-Брюля, где обнаруживаются примеры, в которых направленность становится выражением партиципации между человеком и различными элементами пространства. Кроме обозначенных предпосылок автор приводит в пример концепции, согласно которым дифференциация пространства покоится на изначальном чувственном основании и спонтанной реакции человека на явления окружающей среды.

священное пространство, интенциональность, семиотический статус, ориента- ция, ритуал, культурный ландшафт
(pdf, 2.3MB )

  1. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 144 с. 
  2. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. 488 с. 
  3. Жданов В.В. Герменевтика религии и современное религиоведение: подходы к религиоведческой герме- невтике культуры // Религиоведение. 2014. № 1. С. 123–139. 
  4. Dwyer M.J., Istomin K.V. Finding the Way. A Critical Discussion of Anthropological Theories of Human Spatial Orientation with Reference to Reindeer Herders of Northeastern Europe and Western Siberia // Current Anthropology. 2009. Vol. 50, № 1. Р. 29–49. 
  5. Нёт В. Чарльз Сандерс Пирс. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs34net.htm (дата обращения: 25.08.2014). 
  6. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. СПб., 2011. 320 с. 
  7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 2009. Кн. 1. 489 с. 
  8. Худяев А.С. Теоретико-методологические аспекты гуманитарных исследований сакрального простран- ства // Поморские чтения по семиотике культуры. Вып. 7. Север в сакральном и геокультурном пространстве России. Архангельск, 2013. С. 143–149. 
  9. Генон Р. Царство количества и знамения времени. М., 2011. 304 с. 
  10. Генон Р. Символизм креста. М., 2008. 224 с. 
  11. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1996. Т. 1. С. 31–143. 
  12. Топоров В.Н. Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смысле глагола «стоять», преимущественно в специализированных текстах // Концепт движения в языке и культуре. М., 1996. С. 7–88. 
  13. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление: Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер. М., 2012. 338 с. 
  14. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. II. Мифологическое мышление. М., 2011. 279 с. 
  15. Берг Н.Ф. Святый Стефан Пермский. М., 1900. 29 с. 
  16. Худяев А.С. Сакральная география как система ориентаций в этнокультурном ландшафте ненцев // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2012. № 6. С. 129–133. 
  17. Худяев А.С. Концептуальная и операциональная модель исследования сакрального пространства // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2013. № 4. С. 35–39. 
  18. Катанов Н.Ф. Нагорное и домашнее жертвоприношения // Шаманизм народов Сибири. Этнографиче- ские материалы XVIII–XX вв. СПб., 2011. Т. 2. С. 92–97.