Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»
ISSN 2227-6564 e-ISSN 2687-1505 DOI:10.37482/2687-1505
Юридический и почтовый адрес организации-издателя: САФУ, редакция журнала «Вестник САФУ. Серия "Гуманитарные и социальные науки"», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002
Тел: (818-2) 21-61-21 о журнале |
: Философия
911.53:39(470.1)+[2-13](045)
Худяев Андрей Сергеевич, аспирант кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 6 научных публикаций
В статье получают свою дальнейшую разработку теоретические построения в области феноменологии и семиотики сакрального пространства, намеченные в предшествующих публикациях автора. Наряду с некоторыми уточнениями в пределах гуманитарно-научного и философского дискурса выявляется ряд предпосылок, описание которых становится частью систематичного обоснования концепции ориентационной семиотической структуры сакрального ландшафта. В рамках данной концепции пространство предстает как совокупность ориентаций, рассматриваемых в качестве отдельного типа знаков (символов), самобытного способа актуализации смыслов. В число предлагаемых предпосылок автором включаются: а) семиотическая: в существующих в рамках семиотики классификациях отмечается индексальный тип знаков, в который помимо других способов обозначения предмета (референта) входит и непосредственное указание в его направлении; б) феноменологическая: ориентация рассматривается как символ, объединяющий субъект и объект религиозной интенции. По самой своей форме (геометрически ее можно изобразить как вектор) ориентация соответствует фундаментальной сущностной характеристике сознания, в качестве которой в классической феноменологии выступает интенциональность; в) философско-антропологическая: приводится пример этимологической трактовки слова «человек» (anthropos), включающей момент пространственной направленности, а также глагола «стоять», который, будучи связанным с человеком, наделяется фундаментальным смыслом вертикальной ориентации и движения; г) метафизическая: автор обращается к концепциям классического традиционализма, в которых направление рассматривается как фундаментальный элемент пространства, определяющий его изначальную качественность; д) психологическая, или когнитивная: дается отсылка к работам Л. Леви-Брюля, где обнаруживаются примеры, в которых направленность становится выражением партиципации между человеком и различными элементами пространства. Кроме обозначенных предпосылок автор приводит в пример концепции, согласно которым дифференциация пространства покоится на изначальном чувственном основании и спонтанной реакции человека на явления окружающей среды.
священное пространство, интенциональность, семиотический статус, ориента- ция, ритуал, культурный ландшафт
|